Евангелическо-Реформатская Церковь

г. Казань

Мы рады приветствовать Вас на нашем сайте!

Наша Церковь была основана по Божьей Воле, и с Его помощью, в феврале 2004г., через служение пастора Кеворкянц Валерия Мовсесовича, как Пресвитерианская Церковь г. Казань. Первое богослужение состоялось 15 февраля 2004г. При Церкви, благодаря содействию Теологической Академии Евангельских Христиан (ТАЕХ) г. Москвы, действует Библейская Школа. Преподаватели имеют степени от Бакалавра до Доктора богословия.

Семинар с доктором Секушиным М.М. (18 марта 2006 г.)

Семинар с доктором Секушиным М.М. (18 марта 2006 г.)

                                       Завет Бога с человеком

      Понимание завета Бога с человеком является неодинаковым в различных протестантских кругах и среди протестантских богословов. Наиболее четко этот вопрос был проработан богословами эпохи Реформации и, особенно, Жаном Кальвином. В разные времена этот вопрос поднимался снова и снова. И сегодня он имеет актуальное значение, так как существует тенденция принижать ответственность Бога в завете и возлагать главную ответственность за пребывание в завете на человека.
      Прежде всего, важно определиться в терминологии. Что же такое завет? С началом Реформации и в период развития заветной теологии на формулировку понятия "завет" большое влияние оказала мысль о том, что это есть соглашение или договор двух сторон. Генрих Буллингер, например, толкует завет благодати как союз Бога и человека, заключенный на определенных условиях: обетовании - со стороны Бога; соблюдения некоторых предписаний (сохранять завет в страхе Божьем, ходить путями Его, служить Ему всем сердцем) - со стороны человека. Другие богословы рассуждали примерно так же, считая завет двухсторонним договором или обязательством двух сторон - Бога и человека.
     Богословы, которые более склонны к схоластике и систематическому богословию, формулируют понятие завета несколько по-иному, как соглашение (консенсус) между Богом и Его народом, в котором Бог требует от народа послушания и обещает ему блаженство, или как договор или добровольный договор между Богом и человеком-грешником. Завет предполагал наличие инициатора, договаривающихся сторон, посредника и положений договора (со стороны Бога и людей).
     Слово "завет" является переводом на русский язык еврейского слова "бэрит" и греческого "диатхеке". Ряд современных исследователей заветной теологии (Герхардус Фос, Херман Бавинк, Джон Келли) выдвинули мнение, что идея договора или соглашения в качестве определения "бэрит" или "диатхеке" не является уместной или правильной, и этим они внесли большой вклад в формирование библейской концепции завета. Относительно "диатхеке" Келли утверждает: "Оно не уместно для обозначения договора или соглашения - для этого есть другое греческое слово, никогда не использовавшееся для обозначения завета". Келли имеет в виду слово "сунтхеке". Таким образом, завет Божий имеет вид не соглашения двух сторон, но скорее представляет собой односторонний дар. Это соответствует заветной идее Ветхого Завета, в котором слово "бэрит", даже в человеческих отношениях, иногда относится к односторонней гарантии, которую более привилегированное лицо дает менее привилегированному лицу (И.Нав. 9:6,15; 1 Цар.11:1; Иез.17:13). Это особенно верно, когда мы говорим о Божественном заветном деянии, которое и является односторонней гарантией. Оно не исходит от человека, а только от одного Бога.
     Заветы Бога с человеком являются неотъемлемой частью Его плана - Его замысла и предопределения. Бог все предусмотрел. Заветы, которые Он заключал с человеком, не являются делом случая или изменения Божьих намерений относительно человека. Чтобы это было понятно, необходимо рассмотреть прежде всего два таких вопроса:

1. Человек до грехопадения (в завете дел).
2. Человек после грехопадения (в завете благодати).

  До грехопадения Адам был безгрешен (это состояние иногда называют "пассивной святостью"). Именно святость давала ему возможность постоянного общения с Богом. Святость Адама можно назвать условной (ему еще предстояло пройти испытание) и тварной (это была не святость Бога, а святость Божьего творения). Адам обладал свободной волей, способностью делать выбор. Адам и пал по собственной воле. До грехопадения он был совершенен: его разум и воля находились в согласии, и его органическое строение позволяло ему быть послушным воле Божьей. Его выбор был совершенно свободным, однако, согрешив, он разрушил себя и свое совершенство.
      Бог заключил с Адамом завет дел. В Быт.2:16-17 сказано: "И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь". Это и есть завет дел или завет послушания, а также завет труда. Другие библейские свидетельства завета дел - Рим.10:5; Гал.3:12; Рим.5:12-21; Ос.6:7. Вестминстерское исповедание веры говорит: "Первый завет, заключенный с человеком, был заветом труда (Гал.3:12), в котором Адаму была обещана жизнь, и в нем всем его потомкам (Рим.10:5; 5:12-20), при условии совершенного личного послушания (Быт.2:17; Гал.3:10)".
      На основании выше приведенных понятий о завете и анализа перечисленных мест Св. Писания можно выделить следующие элементы завета дел:

1) договаривающиеся стороны: Бог и Адам;
2) условия завета (соглашения): абсолютное послушание человека и верховная воля Бога;
3) обещание завета: вечная жизнь;
4) наказание за нарушение завета: вечная смерть.

Адаму и Еве в завете дел была обещана вечная жизнь, а в них - и всем их потомкам, но при условии совершенного личного послушания. Впав в грех, Адам и Ева не смогли уже исполнить этот завет. Они были лишены вечной жизни и отделены от Бога. 
Благодаря своей связи с Адамом все люди после его грехопадения рождаются в греховном состоянии. Это состояние называется первородным грехом. Потомки Адама не только несут на себе груз первоначальной вины, но также лишены первоначальной праведности, и врожденная испорченность пронизывает каждый уголок человеческой натуры.
        Адам - имя одного человека. Наряду с этим под Адамом понимается все человечество. В завете дел, заключенном между Богом и Адамом, Адам представлял не себя, а все человечество. А потому нарушение завета, допущенное Адамом, стало нарушением завета всем человеческим родом. Грех Адама распространился на тех, кого он представлял, т.е. на все человечество (Пс.50:7). 
Первородный грех Адама распространился на все человечество. Первородный грех и является с момента грехопадения причиной всех действительных грехов. Под действительным грехом надо понимать грех, который человек может совершать ежедневно и многократно.
       Как сказано выше, последствия грехопадения повлияли на природу человеку и на его взаимоотношения с Богом. Во-вторых, последствия грехопадения повлияли на состояние всего творения. Это выразилось в следующем:

1) Проклятие земли за человека. Произрастание терний и волчц;
2) Влияние греха на животный и растительный мир (животный мир стал злым, стенает вся природа);
3) Загрязнение окружающей среды;
4) Превращение земли в арену войн и кладбище людей;
5) Вхождение в мир болезней, скорби, несчастья и смерти (человек пребывает под судом и наказанием Божьим).

Для тех, кто живет по благодати, определенные обязательства завета дел потеряли свою силу. Посредником, Иисусом Христом, завет дел исполнен. Более того, после грехопадения человека завет дел не является путем, ведущим к вечной жизни. Для падшего человека обязательства завета дел потеряли свою значимость. Но до сих пор остается в силе положение завета об абсолютном послушании. Наказание, которое должно постигнуть нарушителей этого завета, действенно для тех, кто продолжает жить в грехе. Соответственно, и вознаграждение, обещанное Богом за послушание, также сохраняется (Лев.18:5; Гал.3:12). Однако после грехопадения никто из людей не мог и не может соответствовать условиям завета дел и поступать согласно с ним, поэтому для человека был столь необходим завет благодати, который Бог заключил с Адамом после грехопадения. Но прежде чем говорить о завете благодати, как считают многие богословы, надо понять другой завет - завет искупления, без которого не мог быть заключен завет благодати.
          Завет искупления представляет собой соглашение между Богом Отцом, как представителем Троицы, и Сыном, представляющим вверенный Ему народ, в котором Сын берет на Себя долги тех, кого Отец дал Ему, а Отец обещает Сыну все необходимое для искупительной работы. Завет искупления является основой завета благодати. Если бы не было завета искупления, не могло бы быть речи и о каком-либо соглашении между Богом и грешником. Только завет искупления сделал возможным завет благодати.
         Библия говорит о том, что Бог от вечности установил план спасения для искупления грешника (2 Фес.2:13; 2 Тим.1:9; Еф.3:11; 1 Пет.1:2). В Еф.1:4-14 апостол Павел пишет о том, что Бог избрал нас во Христе прежде создания мира, "предопределив усыновить нас Себе", "по благоволению воли Своей", и во Христе мы имеем "искупление Кровию Его, прощение грехов по богатству благодати Его", в Нем мы запечатлены обетованным Духом Святом, "Который есть залог наследия нашего…" и т.д.
           Согласно Св.Писанию, Божий план спасения грешника имеет характер завета. В Ветхом Завете имеется два места, которые свызывают идею завета непосредственно с Мессией, а именно: Пс.88:4 и Ис.42:6. Мессия является слугой или рабом Господа. Анализ показывает, что этот слуга или раб не просто народ Израильский. Имеются места Писания, в которых Мессия говорит о Боге, как о Его Боге (Пс.21:2-3; Пс.39:9).
       Иисус говорил, что до Его пришествия на эту землю Ему дано было обещание, и Он неоднократно упоминал об обязанности, полученной от Отца (Ин.5:30,43; 6:38-40; 17:4-12). В других книгах Библии Христос упоминается как представитель завета (Рим.5:12-21; 1 Кор.15:22).
        В завете искупления заинтересованными сторонами завета являются Бог Отец, представляющий Троицу, и Бог Сын, представляющий избранных к спасению. Гарант завета (поручитель) - Бог Сын, Христос. Он несет ответственность за избранных. Условием завета искупления является то, что Бог Сын, Иисус Христос, воплотившись, должен исполнить закон (завет дел) вместо неспособных к этому падших грешников и принять смерть за их грехи, искупив их (Гал.4:4-5; Евр.4:15; Фил.2:5-8).
       Согласно обещанию завета искупления, через Христа все избранные спасутся и прославятся. Основные обещания Отца, данные Сыну, сводятся к следующему:

- тело, которое Он приготовит Сыну, не будет запятнано грехом (Евр.10:5), а помазание даст безмерную силу Духа для выполнения Мессианских обязанностей (Ис.42:1-2; 61:1; Ин.3:34);
- Он будет постоянно поддерживать Сына во всех Его деяниях, помогая, таким образом, уничтожению сатаны и утверждению Царства Божьего (Ис.42:6-7);
- Отец вырвет Сына у сил смерти и вознесет Его, посадив по правую руку на небесах, вверяя Ему всю полноту власти на небесах и на земле (Пс.15:8-11; Деян.2:25-28; Фил.2:9-11);
- как награду за выполнение поручения, Он даст Ему возможность послать Святого Духа для формирования через возрождение и посвящение Его Тела, которое есть Церковь, а также для наставления, руководства и защиты Церкви (Ин.14:26; 15:26; 16:13-14);
- Отец делает так, что посредством Святого Духа все, кто будет дан Его Сыну, придут к Нему и никто не будет потерян (Ин.6:37,39-40,44-45);
- огромное количество людей - такое, что его никто даже не сможет сосчитать,- будет участвовать в искуплении, поэтому Царство Мессии охватит все народы земли (Пс.21:28; 71:17);
- в результат замечательной работы по искуплению Сын представит людям и ангелам все великолепие Божественного совершенства, и слава Господа засияет еще ярче (Еф.1:6,12,14).

           Перейдем теперь к завету благодати. Завет благодати преследует цель, которую Бог имел в виду, устанавливая завет искупления. Бог реализует его посредством Слова и действия Духа Святого. Завет утверждает дружеские отношения между Богом и человеком, приобщение людей к Богу. Можно выделить следующие особенности завета благодати:

1. В этом завете Бог позволяет Поручителю выполнить наши обязательства.

2. В качестве Поручителя Бог предлагает Сына Своего, полностью соответствующего всем требованиям справедливости. Более того, Святой Дух Своим воздействием позволяет человеку жить в соответствии с его обязанностями по завету.

3. В этом завете Бог выступает в Своем Триединстве. Вначале Он проявляет Себя в избранной милости, любви и благодати Отца, затем Триединый Бог проявляет Себя через поручительство Сына и, наконец, Он проявляет Себя в нашей жизни через воздействие Святого Духа.

4. Завет благодати является вечным и нерушимым. Завет благодати будет длиться вечно. Поскольку действие завета неограниченно, он также является и нерушимым.

5. Завет благодати носит частный, а не универсальный характер. Это значит, что несмотря на то, что Евангелие проповедуется всем, сущность завета будет реализована для избранных. Несмотря на то, что путь осуществления обещания завета в зависимости от поколений различен, главное обещание завета остается неизменным на протяжении всей Библии. Одинаковым представляется и его содержание в Ветхом и Новом Заветах (Быт.15:21; 17:7; Исх.19:5; 20:1; Втор.29:13; 2 Цар.7:14; Иер.31:33; Евр.8:10).
Завет благодати неизменен и нерушим (Евр.6:7-18). Посредник этого завета вечен, т.е. одинаков и вчера, и сегодня, и завтра. Спасение, обещанное посредством данного завета, можно получить только через Посредника - Иисуса Христа.

6. Завет благодати одновременно является условным и безусловным. У человека нет никаких оснований, которые можно отнести к его заслугам. От человека требуется раскаяние и вера, но и они не являются заслугой для получения благословений завета. Раскаяние и вера совершаются благодаря благодати Божьей. Если вера является условием оправдания, то она совершается через возрождение благодатью Божьей. Поручительство искупления является условием завета. Своим послушанием Иисус Христос выполнил условия завета дел. Сама вера - это дар Божий. Но для живого общения с Богом вера является необходимым условием (Ин.3:16,36; Рим.10:9; Деян.8:17). Более того, чтобы приобщиться к завету благодати, нужно постепенное освящение и совершенство.

7. Завет можно рассматривать как законное соглашение двух сторон и как живое общение с Богом. Завет благодати имеет законную и нравственную стороны. Есть законные отношения, которые основаны на условиях и обязанностях договаривающихся сторон. Выполнением внешних обязанностей участники вступают внутри завета в нравственные отношения, а именно: у них есть обязанность жить внутри завета, пребывая в живом общении с Богом. К участникам завета можно причислить избранных, получивших возрождение.

          Законное обещание завета благодати основано на вере (Быт.15:1-6; Рим.4:3; Гал.3:14-16). Тем, кто присоединяется к завету, Бог обещает вечные духовные благословения (Ис.43:25; Иез.36:27; Рим.4:5; Гал.3:14,18). Поэтому Библия в нравственном отношении требует живого общения с Богом (Быт.15:9; Иер.31:31-34; 2 Кор.6:16; Откр.21:3). Именно такое живое общение с Богом характерно для всех избранных ко спасению, состоящих в завете, хотя они могут и впадать в грех.
  Каковы обещания и условия завета благодати? С одной стороны, в этом завете содержатся некоторые привилегии или обещания для его участников, а, с другой стороны, имеются обязательства договаривающихся сторон.

1. Обещание завета. Главное обещание (привилегия) включает все привилегии, содержащиеся в часто повторяемых словах "Я буду Богом твоим и семени твоего после тебя". Эти слова можно найти в ряде мест как Ветхого, так и Нового Завета, особенно в тех местах, которые касаются новой жизни и возрождения завета (Иер.31:33; 32:38-40; Иез.34:23-25, 30-31; 36:25-28; 37:28; Евр.8:10; 2 Кор.6:16-18). Это обещание включает в себя все другие обещания, такие как:
а) обещание блаженств, которые служат символом блаженств духовных;
б) обещание оправдания, включая прощение грехов, принятие Богом в Свое лоно детей и дарование им права на вечную жизнь;
в) обещание помощи Духа Святого в искупительной работе и блаженства спасения;
г) обещание славы и вечной жизни (Иов.19:25-27; Пс.15:11; 72:24-26; Ис.43:25; Иер.31:33-34; Иез.36:27; Дан.12:2-3; Гал.4:5-6; Тит.3:7; Евр.11:7; Иак.2:5).

2. Условия завета.

         Иногда говорят, что завет благодати, в отличие от завета послушания (завета дел), не предъявляет никаких условий человеку и не накладывает на него никаких обязательств. Однако, это едва ли правильно в абсолютном смысле этого слова. Действительно, завет благодати не обещает награды за выполнение конкретных условий завета, и человек внешне ничего не получает, присоединяясь к завету. Но также справедливо и то, что все условия завета покрываются обещаниями Бога, и что Бог обещает человеку дать все, что Он Ему обещал.
Можно выделить два условия, выполнения которых Бог требует от всех, с кем Он вступает в отношения в этом завете:

а) чтобы все, кто принимает этот завет, верили в этот завет и его условия;
б) чтобы в новой жизни, которая зарождается в них, они посвятили себя Богу и повиновались Ему.

3. Участники завета.

            Участниками завета могут быть как взрослые верующие, так и дети верующих родителей.
Взрослые могут стать участниками завета через веру и покаяние. Став участниками завета, они приобщаются к вечной жизни. Только в случае, если вера является притворством, а покаяние фальшью, приобщение к вечной жизни становится невозможным. Участникам завета нужно не только приступить к выполнению внешних обязанностей, налагаемых участием в завете, но и каждому участнику требуется дать клятву, что все его намерения и желания направлены на то, чтобы жить в живой вере и покаянии.
          Дети верующих вступают в завет по закону в момент рождения, но это вовсе не значит, что они сразу же приобщаются к вечной жизни. Более того, это не значит, что участие в завете найдет полную реализацию в их жизни. В то же время есть достаточно большая уверенность, что этот завет станет делом их жизни. Это утверждение основывается на обещании Бога, что Он всегда будет способствовать потомкам участников завета стать его полноправными членами, если только своими действиями они не сделают это невозможным. Когда эти дети достигнут того возраста, что их можно будет считать ответственными за свои поступки, они смогут стать полноправными участниками завета путем искреннего покаяния и веры. Если же они этого не сделают, то это может, строго говоря, рассматриваться как отказ от участия в завете.

          Невозрожденные люди в течение некоторого времени могут находиться в завете (например: Измаил, Исав, дети священника Илия). Кто не поступает в соответствии с условиями завета, будет осужден как нарушитель завета (Иер.31:32; Иез.44:7). Но из сказанного ранее следует: невозрожденные и даже необращенные люди могут быть участниками завета. Они могут претендовать на обещание, которое дал Бог, когда Он заключал завет с верующими и их семенем (Рим.9:4). Они являются объектом помощи со стороны завета, и верующие всегда должны предупреждать их и призывать жить в соответствии с условиями завета. Церковь считает их детьми завета, на которых лежит его печать, и поддерживает их стремление жить по завету. Они разделяют общие благодати завета и даже являются объектами специального воздействия Святого Духа. Святой Дух помогает им понять, что есть грех, в некотором смысле просвещает их и посылает им специально отобранные виды благодати (Быт.6:3; Мат.13:18-22; Евр.6:4-5). Наконец, они также несут ответственность в соответствии с заветом. Они должны раскаяться и поверить. Если же они не повернутся к Богу и не примут Христа верой, то они будут осуждены как нарушители завета.

          Вестминстерское исповедание подчеркивает, что завет благодати "многократно излагается в Писании, связан со смертью Иисуса Христа, как завещателя, и касается вечного наследования всего, что завещано в Нем (Евр.9:15-17; 7:22; 1 Кор.11:25)". И далее: "Этот завет во времена закона осуществлялся иначе, чем во времена Евангелия (2 Кор.3:6-9): под законом он совершался посредством обетований, пророчеств, жертв, обрезания, приношений пасхального агнца и других прообразов и установлений, данных Еврейскому народу, которые предвещали грядущего Христа (Кол.2:11-12; 1 Кор.5:7), что было для того времени достаточным и действенным, и совершалось по действию Духа, чтобы наставлять и укреплять избранных в вере в обещанного Мессию (Ин.8:56), чрез Которого они получали полное отпущение грехов и вечное спасение; сие называется Ветхим Заветом (Гал.3:7-9,14). Во время Евангелия, когда Христос был явлен во плоти (Кол.2:17), действия, которыми этот завет исполняется, состоят в следующем: проповедь Слова Божьего и совершение Таинств Крещения и Вечери Господней; хотя число их меньше и служение происходит с большей простотой, а внешняя слава выражается скромнее, все же в них установлено более полноты, свидетельства и духовной действенности (Евр.12:22-28) для всех народов, как для иудеев, так и для язычников (Мф.28:19); сие называется Новым Заветом (Лк.22:20). Таким образом, нет двух заветов благодати, отличающихся по своей сути, но есть один в различном совершении (Гал.3:14-16).

Таким образом, из Вестминстерского исповедания, которое очень точно подытоживает все, что говорит Библия о человеке в завете благодати, вытекает: завет благодати имеет разное исполнение в разные времена. В центре завета - Христос. В древние времена Он не присутствовал явно, но все указывало на Него и напоминало о том, что Он придет. Новый Завет связан с пришествием Христа в мир, и все, что говорилось о Нем, исполнилось.        

            Важнейшим установлением Ветхого Завета является обрезание. Обрезание являлось знаком, символом и печатью завета благодати. Оно имело в первую очередь духовное значение. Об установлении обрезания мы читаем в Быт.17:9-14. Обрезание должны были принимать все потомки Авраама мужского пола. Родившихся младенцев мужского пола следовало обрезывать на восьмой день. Обрезание младенца означало, что отныне он находится в завете с Богом. Каким же образом? Через веру его родителей. От младенцев Бог не требовал веры, чтобы они были посвящены в его завет.
         В Новом Завете обрезание заменено водным крещением. Иисус повелел Апостолам: "Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа…" (Мат.28:19). В день Пятидесятницы Петр проповедовал Евангелие и 3000 человек приняли его и крестились (Деян.2:41). Лука свидетельствует: "Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин" (Деян.5:14). Как присоединялось? Через крещение. Тот, кто принимал Евангелие верою в Иисуса Христа, должен был креститься водою. Почему? Потому что так повелел Господь. Посредством крещения верующие вступали в завет с Богом, который является заветом благодати, и присодинялись к Церкви. Водным крещением подтверждается принадлежность верующего ко Христу и к Церкви - Телу Христову. Крещение - это знак завета благодати, символ завета с Богом, печать завета. Но еще до крещения уверовавший рождается свыше, получает печать Духа Святого. "В Нем и вы, услышавши слово истины, благовествование вашего спасения, и, уверовавши в Него, запечатлены Святым Духом" (Еф. 1:13). Запечатление Святым Духом - это невидимая печать. Водное крещение - это видимая печать завета.

        Обрезание в Ветхом Завете - это видимый знак, символ и печать завета благодати. Авраам и другие взрослые верующие до принятия обрезания уже имели Духа Святого и имели Его печать. Но необходимо было еще и внешнее запечатление. С переменой завета знак, символ и печать завета изменились. На смену обрезания пришло крещение. Это очень важная и глубокая истина. Ее поняли ранние отцы Церкви. Ее утвердили реформаторы Церкви Лютер, Кальвин и Цвингли и их последователи. К сожалению, впоследствии в протестантизме многие отвергли мнение реформаторов Церкви и даже говорят, что никакой аналогии с обрезанием крещение не имеет, что обрезание имело один смысл, а крещение имеет совершенно иной смысл, что в Ветхом Завете обрезанию подвергались младенцы уже в восьмидневном возрасте, а в Новом Завете крестить нужно только верующих, так как никаких оснований крестить младенцев в Новом Завете нет. Однако, Бог спасал людей в Ветхом Завете точно так, как и спасает в Новом Завете. Принцип действия благодати один и тот же.

Есть несколько мест в Новом Завете, свидетельствующих об отмене обрезания и о замене обрезания крещением: Гал.5:2,6; Флп.3:2-3; Кол.2:11-12. Особенно важным местом является Кол.2:11-12: "В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, обрезанием Христовым; будучи погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых". Крещение названо здесь Павлом обрезанием Христовым. Ветхозаветное обрезание совершалось руками человеческими. Новозаветное крещение совершается также людьми, призванными к служению, но так как крещение является установлением Господа Иисуса Христа, то Павел называет его обрезанием Христовым.

Крещение указывает на то, что мы находимся в завете с Богом, в завете благодати. Значение крещения очень многогранно. В Кол.2:12 Павел подчеркивает, что мы погреблись с нашим Господом в крещении. В одном из переводов с греческого сказано: "В Нем вы освободились от греховной натуры через обрезание, совершенное Христом. Это случилось, когда вы были похоронены с Ним вместе во время крещения". Погребение человека в крещении означает освобождение от своей греховной натуры. И в Рим.6:2-4 Павел пишет: "Мы умерли для греха: как же нам жить в нем? Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились. Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни". Здесь речь идет о том же: приняв водное крещение, верующий умирает для греха, т.е. для греховной жизни. Это не означает, что верующий больше не грешит, но грех уже не имеет над ним власти. В Гал.5:24 Апостол подчеркивает эту истину словами: "Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями". И еще (Рим.8:2): "… закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти". Из сказанного следует: крещение - это знак, символ и печать нашего освобождения во Христе от греха и его власти. Это не значит, что мы совершенны и не грешим, но это значит, что на кресте Христом взяты на Себя все наши грехи и ни за один из них мы не понесем наказание. Именно на кресте плоть наша распята со Христом со всеми страстями и похотями. Осознание того, что Христос взял на Себя все наши грехи, и мы погреблись с Ним в крещении, не должно нам давать никакого повода грешить. Но если и согрешаем, то раскаиваемся в грехах и стараемся уже не согрешать. Это и есть обновленная жизнь. Мы все больше и больше ненавидим грех и противостоим ему.

Из Кол.2:12 и Рим.6:4 следует, что водное крещение является знаком, символом и печатью нашего воскресения со Христом. Иисус умер и был погребен, но воскрес из мертвых, получив новую жизнь. Уверовав во Христа и крестившись, мы воскресли из мертвых духовно. Наш дух был мертв, но ожил, и теперь мы живем новой жизнью во Христе. Крещение - это выражение нашей веры во Христа, веры в то, что Он воскрес из мертвых, и мы совоскресли в Нем верою в силу Бога.
Отсюда можно сделать один важный вывод: В крещении нам дается полнейшая чистота, святость и праведность Иисуса, и ничто не сможет их запятнать. Однако всякий грех следует исповедывать Отцу Небесному и нужно стремиться удаляться от всякого греха. Верующие в Иисуса Христа на протяжении всей земной жизни должны обращаться к памяти о крещении всегда, когда чувствуют угрызения совести, и тогда при исповедании грехов обретают твердую веру в то, что им дано вечное очищение Кровью Иисуса Христа.

Из Нового Завета следует, что водное крещение для взрослого человека символизирует очищение, обновление и возрождение к новой жизни в Иисусе Христе. В Еф.5:25-26 сказано, что "Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова". А в Тит.3:5 Апостол Павел пишет: "Он (Бог) спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом". В этих стихах идет речь о духовном очищении, обновлении и возрождении человека, что совершается Святым Духом. Это и есть спасение. Оно не вызывается водой крещения, как считает православная и католическая церковь. Не физическая вода приводит к спасению, а Дух Святой, который нисходит на человека, очищает, обновляет его, делая его новым Божьим творением. Само водное крещение только внешним образом являет собой то, что уже совершил Дух Святой.

В 1 Пет.3:21 о крещении говорится, что оно "не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести", и оно "спасает воскресением Иисуса Христа". Крещение выражает только то, что сделал Дух Святой. Но почему Петр говорит, что "крещение спасает"? Само по себе крещение не спасает. Для истинного верующего спасение уже совершилось до крещения. Крещение как бы подтверждает спасение. Взрослого человека крестят только тогда, когда он исповедует свою веру и свое спасение.

В День Пятидесятницы Петр сказал (Деян.2:38): "Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов". И здесь крещение не является само по себе действием, необходимым для прощения грехов. Оно лишь выражает, что прощение грехов уже произошло, что они омыты, и произошло обновление человеческого естества и возрождение Духом Святым. Петр как бы сказал Иудеям: "Раз вы приняли Иисуса Христа как своего Мессию и Спасителя и веруете в Него, то ваши грехи прощены. Исповедуйте эти грехи и в знак прощения грехов креститесь во имя Иисуса Христа". Из этого ясно, что вода крещения символизирует действие, которое произвел Святой Дух внутри человека. Более того: так как основанием прощения грехов является Кровь Христа, пролитая Им на кресте, то вода крещения символизирует собой Кровь Иисуса Христа. Всякий верующий, принимающий водное крещение, подтверждает, что его грехи омыты Кровью Христа.

Абсолютно ясно, что водное крещение бессмысленно для взрослого человека, не верующего в Иисуса Христа, или говорящего, что он - верующий, а на самом деле не испытал на себе баню обновления и возрождения Святого Духа.

Наконец, из Нового Завета следует: крещение является соединением с Иисусом Христом навеки. В крещении мы стали едины со Христом и имеем общение с Ним. "Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись",- говорит Павел (Гал.3:27). Крещение выражает нашу принадлежность ко Христу, соединение с Ним и отождествление с Ним. Христос - в нас, и мы - в Нем!..
         Об обрезании можно сказать все то же самое, что мы говорили выше о крещении. Оно имеет тот же смысл, что и крещение. Для взрослого человека обрезание являлось присоединением к народу Божьему - к Церкви Ветхого Завета. Обрезание указывало на то, что верующий находится в завете с Богом, в завете благодати. На то же указывает и крещение. Обрезание являлось символом отсечения греховной натуры, умерщвления греховной плоти. Тем же является и крещение, как было показано выше. Обрезание, как и крещение, являлось символом духовного воскресения для новой жизни с Богом, символом духовного возрождения, очищения и обновления, символом соединения с Богом. Эти истины становятся понятными только через Новый Завет.

        Теперь поговорим о значении и действенности крещения младенцев. Те, которые отвергают крещение младенцев, обычно ссылаются на Новый Завет, говоря, что там нет никаких указаний относительно этого крещения. Но вопрос крещения младенцев нельзя разрешить только с позиций Нового Завета. Учение о крещении младенцев вытекает из учения о завете благодати, истоки которого находятся в Ветхом Завете. В Новом Завете Бог также имеет дело и с детьми, и с взрослыми.
       Обычная позиция противников крещения младенцев такая: человек должен сначала уверовать в Иисуса Христа, а потом креститься. При этом ссылаются на повеление Господа Апостолам (Мат.28:19). Дескать, сначала нужно людей научить, а потом, когда они уверуют, крестить. Не будем спорить: что касается взрослых людей, то это справедливо. С младенцами же дело обстоит иначе. Младенец не может веровать. Однако, в Ветхом Завете всякому младенцу мужского пола делали обрезание, вводя его в завет благодати.

        Противники крещения младенцев утверждают, что младенцы и дети и так имеют спасение, и если умрут, то наследуют жизнь вечную. Так, зачем же их крестить? Не бессмысленно ли это? Противники крещения младенцев ссылаются опять же на Библию, а именно на Мр.10:13-16, где сказано: "Приносили к Нему (к Иисусу) детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. И обняв их, возложил руки на них и благословил их". Как считают отвергающие крещение младенцев, слова "ибо таковых есть Царствие Божие" указывают на то, что младенцы (дети) до определенного возраста, т.е. пока не пришли в сознательный возраст, наследуют Царство Божье и имеют спасение. Затем, придя в сознательный возраст, они должны сделать выбор: веровать в Иисуса Христа или нет. Если они не будут веровать, то они лишаются спасения!..

       Нет большего заблуждения, чем это! До какого же возраста они обязаны сознательно сделать выбор? Отвечают: это знает только Бог. Это знает только Бог? Тогда до какого возраста нужно не крестить ребенка? До 18 лет? Или до 15 лет? А, может быть, до 12 лет? И неужели Бог постановил всем младенцам и детям давать спасение, а потом, если не уверуют, отбирать его? Где об этом сказано в Библии?
       Ссылка противников крещения младенцев на Мр.10:13-16 совершенно безосновательна. Почему? Во-первых, здесь сказано, что детей приносили или приводили (Мат.19:13), а не сами они приходили к Иисусу. Кто их приносил? Родители. Это были родители, которые уверовали в Иисуса Христа, как в своего Мессию и Спасителя. Дети не могли еще сознательно веровать во Христа. Дети мужского пола были обрезаны и находились в завете Божьем. Дети женского пола также пребывали в завете Божьем через своих родителей. В соответствии с этим заветом должен был придти Мессия, Искупитель. И Он пришел. Родители приняли Его. Теперь они желали, чтобы Мессия принял их детей. И Христос принял их без всяких условий. Им принадлежало Царство Божье, потому что родители посвятили их Богу, а затем Ему, Мессии и Искупителю. На них (на детях мужского пола) был знак обрезания, и этого было вполне достаточно, так как водное крещение Нового Завета еще не имело основания. Иисус сказал, что "таковых есть Царствие Божие", так как знал: все эти дети находились в завете с Богом и наследовали Царство. Но Он не утверждал этими словами, что все младенцы и дети имеют Царство Божье.

         Израильский народ был избранным народом Божьим. Только с этим народом Бог заключил Свой завет. Почему Бог избрал этот народ Себе в удел? По Своей суверенной воле. В Втор.7:6-8 читаем: "Ибо ты народ святый у Господа, Бога твоего; тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле. Не потому, чтобы вы были многочисленнее всех народов, принял вас Господь и избрал вас; ибо вы малочисленнее всех народов; но потому, что любит вас Господь, и для того, чтобы сохранить клятву, которою Он клялся отцам вашим, вывел вас Господь рукою крепкою, и освободил тебя из дома рабства, из руки фараона, царя Египетского". Только в Израиле могло быть спасение! Ни в одном из народов, окружающих Израиль или живущих вдалеке, спасения быть не могло! Спасение невозможно вне завета с Богом, вне завета благодати! А этот завет Бог заключил только с Израильским народом. Поэтому нельзя переносить спасение на несознательных младенцев и детей вне Израильского народа! Их спасение могло быть только в Израильском народе! И только по милости Своей Бог мог спасать избранных Своих, которые рождались или жили среди других народов.

       Во времена Нового Завета все верующие в Иисуса Христа из всех народов находятся в завете благодати, утвержденном на Крови Его. Спасены ли дети верующих? У Бога так не бывает: до определенного возраста спасены, а потом теряют спасение. У Бога бывает только так: спасены или нет. В День Пятидесятницы Петр сказал уверовавшим Иудеям: "Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим…" (Деян.2:39). Обетование Божье, данное Аврааму, распространялось и на детей верующих родителей из Иудейского народа. Далее Петр говорит, что обетование Божье принадлежит и "всем дальним, кого ни призовет Господь, Бог наш". Кто такие "дальние"? Это язычники. Значит точно такое обетование, какое имели Иудеи, дано было и язычникам. А так как обетование связано с заветом, то порядок вхождения в завет во времена Нового Завета должен быть таким же, как и во времена Ветхого Завета. Разница только в знаке завета. В Ветхом Завете этим знаком было обрезание, а в Новом Завете устанавливается новый знак - крещение. В Новом Завете обрезание отменяется и вводится крещение.

       Когда Бог называет Себя Богом Авраама и Богом его потомков, Он подчеркивал этим непреложность обетования и дарование Аврааму и его потомкам вечной жизни. Он заявлял о прощении им всех грехов и возрождении их к новой жизни. Обрезание, как уже было сказано, являлось знаком и символом смерти для греха, так как через него Бог отделял Свой народ от всего мирского и греховного. Обрезание говорило о присоединении к Богу и к Его народу. Для Израильского народа обрезание служило печатью его принятия в качестве народа Божьего и того, что Господь есть Бог всего народа Израильского. Так как мы показали, что обрезание и крещение тождественны по своему смыслу и значению, то крещение младенцев имеет библейское основание.
       Обрезание маленького ребенка свидетельствовало о подтверждении Богом провозглашенного Аврааму завета. Не о том же свидетельствует и крещение?.. И Апостолы ясно понимали, что на смену обрезания пришло крещение. С переменой завета должен был измениться и знак завета. Но обетования Божьи остались неизменными. Не изменился и порядок вступления в завет.

        Истина о крещении младенцев утверждается самой Библией. Эту истину и приняла Церковь с самого начала своего существования. Только перед Реформацией в Европе вопрос крещения младенцев основательно подвергся нападкам со стороны анабаптистов (перекрещенцев), которые отвергали учение католической Церкви и считали младенческое крещение не действительным. Анабаптисты учили, что всех, кто крестился в младенчестве, надо перекрещивать, так как младенцы не могли иметь веры. Анабаптисты не вникли глубоко в сущность вопроса и настаивали на перекрещивании католических верующих и на крещении только взрослых верующих. Но Реформаторы Церкви XVI века вынуждены были дать отпор анабаптистам. Они отвергли извращенное понимание крещения младенцев католиками и анабаптистами и восстановили библейский смысл этого установления. По их мнению, дети верующих родителей являются наследниками обетования и находятся в завете с Богом. А раз так, то должны иметь и знак завета - крещение.

       Если в Ветхом Завете дети верующих родителей принадлежали к народу Божьему, то неужели в Новом Завете дети верующих родителей не принадлежат к народу Божьему? Возьмем семьи верующих родителей. Родители воспитывают детей в вере, учат их Божественным истинам, заботятся о их духовном росте и т.д. Неужели Бог не является Богом их детей? Конечно, является! Более того: Бог считает детей верующих родителей Своими сразу после их рождения. К Иисусу приводили младенцев и детей, и Он говорил не допускавшим их к Нему ученикам: "Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царство Небесное". Иисус здесь имеет в виду именно детей верующих родителей, а не всех детей, причем тех детей, которых родители приведут к вере в Него.

          Не все дети будут верующими. Один Господь знает Своих, тех, которых Он избрал (2 Тим.2:19). Так же, как и не все взрослые люди, принимающие крещение, на самом деле искренне исповедали свою веру. Они могут принадлежать поместной церкви, а затем уйти из нее в мир. Есть истинные верующие, а есть ложные верующие. Если не все дети и будут верующими, то это не значит, что родители не обязаны их крестить, посвящая Богу. Если родители дают обещание Богу воспитывать детей в учении и наставлении Господнем, то крещение становится действенным для всех детей. Бог хочет спасти весь дом верующих родителей, всех детей их (Деян.16:31).
  Учение о завете Бога с человеком - очень важное библейское учение. И хотя в Церкви нет единства в понимании вопросов, которые вытекают из этого учения, автор статьи надеется, что чтение трудов реформаторов Церкви поможет многим искренним верующим переосмыслить понимание завета с Богом. И этот скромный труд пусть послужит к славе Господа нашего Иисуса Христа…

 ЕРЦ г. Казани, 18.03.2006г.  
 пастор Секушин М.М.

Copyright © kazan.reformed-church.ru
Республика Татарстан - Каталог сайтов Маранафа: Библия, словарь, каталог сайтов, форум, чат и многое другое Евангелическо Реформатская Церковь Путь, Истина и Жизнь Санкт-Петербург