Евангелическо-Реформатская Церковь

г. Казань

Мы рады приветствовать Вас на нашем сайте!

Наша Церковь была основана по Божьей Воле, и с Его помощью, в феврале 2004г., через служение пастора Кеворкянц Валерия Мовсесовича, как Пресвитерианская Церковь г. Казань. Первое богослужение состоялось 15 февраля 2004г. При Церкви, благодаря содействию Теологической Академии Евангельских Христиан (ТАЕХ) г. Москвы, действует Библейская Школа. Преподаватели имеют степени от Бакалавра до Доктора богословия.

Статьи

отличительные признаки реформатской церкви. Малколм Уоттс

«Церковь Бога живого, столп и утверждение истины» 1 Послание Тимофею 3:15

Сегодня люди очень часто, бездумно и безосновательно стали пользоваться определением «реформатская церковь». Многие церкви, приняв в той или иной мере учение о «пяти пунктах кальвинизма», спешат назвать себя реформатскими, а некоторые называют себя так, даже не попытавшись вникнуть в доктрины благодати. Поэтому определение «реформатская» потеряло свое значение. Позиция, занятая реформаторами прошлого, практически забыта, как забыты и завоевания Реформации, к тому же многие считают, что достижения ТОЙ Реформации безнадежно устарели. Однако, если у нас есть истинное и искреннее желание сохранить веру и бороться с противниками Слова Божьего, то стоит оглянуться назад, чтобы посмотреть внимательнее на тех, кто исследовал Писание самым серьезным образом и кто твердо отстаивал изложенные в нем идеи.

«Церковь Бога живого, столп и утверждение истины» 1 Послание Тимофею 3:15

Сегодня люди очень часто, бездумно и безосновательно стали пользоваться определением «реформатская церковь». Многие церкви, приняв в той или иной мере учение о «пяти пунктах кальвинизма», спешат назвать себя реформатскими, а некоторые называют себя так, даже не попытавшись вникнуть в доктрины благодати. Поэтому определение «реформатская» потеряло свое значение. Позиция, занятая реформаторами прошлого, практически забыта, как забыты и завоевания Реформации, к тому же многие считают, что достижения ТОЙ Реформации безнадежно устарели. Однако, если у нас есть истинное и искреннее желание сохранить веру и бороться с противниками Слова Божьего, то стоит оглянуться назад, чтобы посмотреть внимательнее на тех, кто исследовал Писание самым серьезным образом и кто твердо отстаивал изложенные в нем идеи.

 

В данной статье мы кратко рассмотрим историю возникновения определения «реформатская», а затем приведем отличительные черты присущие реформатской церкви, которыми являются: отношение к библейскому учению, форма поклонения, духовная дисциплина и искренняя евангелизация.

На вопрос, что представляет собой реформатская церковь, можно дать краткий ответ: «Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» (1 Тим. 3:15). Истинная церковь реформируется согласно Слову Божьему, она является местом обитания Бога, хранит и провозглашает истину, данную ей по милости Всевышнего. Реформирование церкви началось в XVI веке, и на протяжении двух веков понятие «реформатская церковь» претерпевало изменения. Сформировались три основных взгляда на то, что есть реформатская церковь. Поэтому нам будет полезно совершить краткий исторический экскурс и посмотреть, что подразумевали люди под этим понятием.

Впервые определение «реформатская церковь» появилось, как было отмечено выше, в начале XVI века. Некоторые церкви под влиянием проповедей отдельных реформаторов начали отделяться от Рима, погрязшего в грехах и тлении. Мартин Лютер в 1517 году прибил свои девяносто пять тезисов к дверям Замковой церкви в Виттенберге. Вскоре после этого, в 1518 году, Лютер стал открыто призывать к реформированию церквей. В ответ на это Папа в 1520 году издал буллу, осуждающую как самого Лютера, так и его доктрины. Лютер в свою очередь, получив эту буллу, написал: «Жребий брошен, я презираю ярость и милость Рима; я не примирюсь с ним во веки веков». Учение Лютера распространилось по всей Германии, в церквах стали отменять мессы и начали повсеместно вводить причастие с хлебом и вином, кроме того из зданий начали выносить скульптуры и изображения, которые ранее использовались для поклонения Богу. Церкви, которые приняли учение Лютера, стали называть «реформатскими».

В середине XVI века акценты сместились, и «реформатской церковью» начали называть общины, принадлежащие к так называемому кальвинистскому крылу протестантизма. Последователей учения Лютера стали именовать лютеранами, а иногда «Последователями Аугсбургского исповедания» (первое реформатское исповедание веры, составленное Меланхтоном в 1530г.). Жан Кальвин, проповедовавший в Женеве с 1536 по 1564 гг., и его сторонники в деле реформирования церкви продвинулись гораздо дальше Мартина Лютера, особенно в вопросах поклонения Богу, в управлении церковью и в практической жизни. В это время в Европе шли национально-освободительные и религиозные войны, в 1648 году был заключен Вестфальский мир, в статье 6 этого договора впервые была употреблена фраза «реформированные по слову Божьему церкви». Так стали называть кальвинистов; что же касается Вестфальского мира, то он гарантировал в рамках Римской империи равные права протестанским и католическим церквам, вступил в силу принцип «Кто правит, того и церковь».

Немного позже понятие «реформатское» было применено к пуританскому движению. Пуритане приняли наследие Кальвина и развили его в области понимания закона, благодати и заветов. Полагая, что католицизм все еще продолжает оказывать влияние на видимую церковь, пуритане стремились еще более тщательно реформировать учение и жизнь в соответствии со Словом Божьим. Они отмечали, что на континенте верующие отменили небиблейские обряды, формы поклонения и облачения церковников, и полагали, что англиканская церковь едва ли заслуживала определение «реформатская», по их мнению, она была «наполовину реформатской». Пуритане оказали мощное влияние на политическую жизнь британцев, благодаря им в 1643 году Палата Общин Длинного парламента приняла документ, призывающий искать возможность урегулировать дела англиканской церкви, чтобы «реформировать церкви королевств Англии и Ирландии в учении, богослужении, управлении ими, а также в дисциплине согласно Слову Божьему и примеру лучших реформатских церквей».

Во всех рассмотренных выше случаях мы можем увидеть общие объекты, подлежащие реформированию. Да, во многом реформатские церкви отличались друг от друга, но у них были общие отличительные черты. Сегодня, когда определение «реформатская» по отношению к церкви так свободно используется, важно обратить внимание на то общее, что было присуще тем историческим церквам.

Sola Scriptura

Только Писание

Реформатская церковь должна признать Писание как Божье Слово, это значит, что только Писание является единственным авторитетным выражением воли Бога по отношению ко всем видам церковной жизни. Лютер безоговорочно принимал это, Жан Кальвин сделал глубокий богословский анализ этого постулата, вестминстерские богословы приняли его на вооружение. Тулузский собор в 1229 году запретил мирянам не то что читать Библию, но и иметь в своих домах книги Ветхого Завета и Нового Завета. Последствия оказались ужасными, в Великобритании в XVI невозможно было найти Библюю на английском языке, за исключением редких отдельных разрозненных копий в переводе Уиклифа.

Переведенные Уильямом Тиндейлом и присланные в Англию книги Нового Завета настолько встревожили епископа Танстолла, что он приказал сжечь их на заднем дворе собора св. Павла. Сколь зловещим должен был выглядеть костер, сложенный из книг Слова Божьего!

Лишенные Писания нация и церковь погрязли в жутком невежестве. Не только простые люди не знали, что написано в Библии, этого не знали даже священники. Джон Хупер, принявший в 1551 году Глостерский епископат, обнаружил, что 168 из 311 служителей церкви не знали десяти заповедей, а 30 священников не знали, кто дал людям молитву «Отче наш». Тотальное невежество привело к тому, что церковью стали управлять прихоти отдельных людей и их капризы. При нововведениях в ее жизни и при изменении курса церкви Библия совсем не бралась в расчет. Хаос, заблуждения и суеверия насквозь пропитали церковь.

Реформаторы считали, что Писание является чистым Словом Божьим. Лютер настаивал на том, что автором Писания является Святой Дух, и реформаторы с ним согласились. На заседании Вормского рейхстага, который принял «Вормский эдикт», документ, провозгласивший Лютера еретиком и преступником, реформатор заявил: «Пока Писания или ясные доводы не убедят меня в обратном, — ибо я не верю ни папе, ни соборам; известно, что они часто заблуждались и противоречили друг другу, — я буду находиться в плену Слова Божьего. Поэтому я ни от чего не могу и не хочу отрекаться, потому что невозможно и опасно идти против совести. На том стою. Я не могу иначе. Да поможет мне Бог». Что касается Жана Кальвина, то он настаивал на том, что к Писанию мы должны относиться с не меньшим почтением, чем к Богу, потому что оно исходит от Него, и ничто человеческое не присутствует в нем. В «Наставлении в христианской вере» Кальвин называет Писание «скипетром Божьим»: «Можно ли ждать процветания в королевстве, где не правит скипетр Божий, то есть Его святое слово?». Что касается обустройства церкви, то оно, по мнению реформатора, должно строиться в согласии с Писанием.

Для реформаторов, а также для поздних пуритан, Библия была непогрешимым источником знаний о Боге. Они последовательно отстаивали право Писания властвовать над церковью и над христианами. Уильям Тиндейл призывал: «Ничего не делайте без Слова Божьего. И к Слову ничего не прибавляйте и ничего не удаляйте из него. Служите Богу так, как Он повелел в Своем Слове». Пуритане стремились следовать этому принципу, разрушая вековые устои суеверий, обрядов, небиблейского образа жизни. В результате появилась церковь, которая действительно стала реформированной по Слову Божьему.

Пример Израиля

Идея реформирования церкви и ее очищения появилась не на пустом месте, этого требует Писание. В еврейской церкви Ветхого Завета Слово Божье признавалось единственным правилом, по которому строилась ее жизнь. Вот что говорит Моисей (Втор. 4:1-2): «Итак, Израиль, слушай постановления и законы, которые я [сегодня] научаю вас исполнять, дабы вы были живы [и размножились], и пошли и наследовали ту землю, которую Господь, Бог отцов ваших, дает вам [в наследие]; не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего, которые я вам [сегодня] заповедую».

Жизнь еврейской церкви подчинялась Слову, с его помощью урегулировались споры и строились межличностные отношения. Любое отклонение от правил, установленных Писанием, подпадало под осуждение: «Благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих» (Ис. 29:13). Пророк призывает сверять свои пути с требованиями закона: «Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света» (Ис. 8:29). Писание было призвано регулировать жизнь всего израильского общества, добавлять что-либо к его требованием было недопустимо. Заявив, что «Всякое слово Бога чисто», — Агур торжественно объявляет: «Не прибавляй к словам Его, чтобы Он не обличил тебя, и ты не оказался лжецом» (Прит. 30:5-6).

Пример Христа

Господь Иисус Христос признавал авторитет Писания. В качестве доказательства можно вспомнить об искушении в пустыне. Сатана три раза покушался на Господа, и слышал в ответ: «Написано» (Мтф. 4:4, 7,10). Позже Иисус Христос обвинил иудейских начальников в неуважительном отношении к Слову Божьему, которое они заменяли устным преданием, которое, якобы, дошло до них от Моисея. «Зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?» (Мтф. 15:3). Он ставил написанное Слово выше людских заповедей и правил. Сказанное им в Мтф. 15:3-9 относится к поклонению, об этом свидетельствует стих 9: «Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим». Иными словами, истинная вера может быть основана лишь на Слове Божьем. При поклонении авторитетным руководством может быть лишь Писание ибо «так говорит Господь».

Апостольское основание

Апостолы Христа разделяли это убеждение. Они проповедовали на основе Писания. В Деяниях 17:2, например, мы читаем о Павле, что он «по своему обыкновению, вошел к ним и три субботы говорил с ними из Писаний». Он не опирался на философию, не представлял никаких научных доводов, не говорил о переживаниях и чувствах верующих, об их опыте и их видениях и откровениях. Единственное, что он делал — провозглашал истину. Он говорил, «открывая и доказывая им, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых», и делал это, основываясь на Писании. Позже мы читаем, что слушатели его «были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так» (Деян. 17:11). То, во что им предстояло поверить, они сравнивали со Словом Божьим!

Апостольские послания показывают, что ранние церкви с готовностью принимали главенство Слова Божьего. Апостол Павел учил коринфскую церковь вдохновленный божественной властью Иисуса Христа, он говорил, что закон вышел не от жителей Коринфа: «Разве от вас вышло слово Божие?» (1 Кор. 14:36). Чуть ниже он говорит, что его слова, не являются его словами: «Тот да разумеет, что я пишу вам, ибо это заповеди Господни» (1 Кор. 14:36). Кроме того, мы видим, как Павел предостерегает верующих: они должны жить, «не внимая Иудейским басням и постановлениям людей, отвращающихся от истины» (Тит. 1:14), результат непослушания скажется на качестве поклонения, оно станет «самовольным служением» (Кол. 2:23), т.е. будет совершаться так, как то придумает человек.

В апостольском учении Слово Божье представлено как авторитетное и достаточное. Об этом было написано Тимофею: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим. 3:16-17).

Сегодняшняя церковь

Реформатская церковь признает авторитет Библии в качестве абсолютного и непогрешимого. Она не признает церковной иерархии, как и не признает законодательной власти синода. Поместная церковь обязана соблюдать то, что Бог заповедал исполнять в Своей Книге. Это крайне важно. Современное состояние евангельских церквей показывает, что в этом есть необходимость, церкви должны признать, что Господь царствует через Свое Слово (Пс. 109:2;. Ис. 11:4). В Его царстве, или церкви, богослужение, руководство и практическая жизнь должны соответствовать Его воле. Никто не имеет власти над Христом, и никто не имеет власти вместе с Ним. Он один имеет право определять, что должно быть сделано в Его Церкви. Реформатская церковь признает это. Она не будет выходить за рамки Слово Божьего.

Божье превосходство

Реформатская церковь признает, что Бог есть Самодержец великий и славный. Между Ним и жалким грешным человеком лежит великая пропасть. «Наставление в христианской вере» Жана Кальвина начинается словами: «Почти вся наша мудрость — во всяком случае заслуживающая наименование истинной и полной мудрости — разделяется на две части: знание о Боге и обретаемое через Него знание о самих себе». Из вышесказанного следует, что для человека Бог непостижим, если, конечно, Бог не решит открыть Себя Сам. На этом Кальвин выстроил целую богословскую систему восприятия Бога как бесконечно возвышенного, находящегося за пределами досягаемости человека. В своем обращении по случаю четырехсотлетия рождения Кальвина Бенджамин Уорфилд сказал: «В основе кальвинистского мышления лежит восприятие всевластия Бога, и кальвинист — это тот человек, который это понимает, который, видя Бога в Его Славе, наполняется, с одной стороны, пониманием, что он недостоин находиться в Божьем присутствии в силу того, что он тварь, да к тому же грешная тварь, а с другой стороны он восхищается тем, что, несмотря на это, Бог есть тот Бог, Который готов принимать грешников».

В этом отличительная суть учения Реформации. Этому учил Лютер и Кальвин. Суть его в следующем: единственным источником любого познания Бога является Писание. В нем отражается вся Его мощь и слава. «В самом деле, — писал он, — бесконечность божественной сущности должна поражать нас до такой степени, чтобы мы и не пытались измерить ее своим умом, а ее духовная природа должна удерживать нас от всяких умозрительных высказываний о ней по аналогии с земными, плотскими вещами. Вот почему Бог часто называет своим обиталищем небо» (Наставление в христианской вере 1.XIII.1). В Вестминстерском исповедании веры мы находим точное описание Божьего величия: «Бог имеет всю жизнь, славу, благость и блаженство в Себе и от Себя. Он полностью достаточен в Себе и для Себя. Он не нуждается ни в чем от творений, Им же созданных, и ни в малейшей степени не обязан им Своей славой, но лишь являет Свою славу в них, через них, им и для них. Он есть единственный источник бытия: все - от Него, Им и к Нему. Ему принадлежит высшая суверенная власть и право делать то, что Ему угодно, посредством Своих творений, для них и с ними. Ему все ясно и все открыто. Его знание бесконечно, безошибочно и не зависит от Его творений; для Него нет ничего неопределенного или условного. Он в высшей степени свят во всех своих установлениях, деяниях и повелениях. Ему подобает всякое поклонение, служение и повиновение, какое Ему угодно требовать от ангелов, людей и любых других созданий» (Вестминстерское исповедание веры 2:1).

Библейское описание Бога

Библия мощно свидетельствует о славе Божьей, Его величии и власти. Она являет нам Бога «Всевышнего, Владыку неба и земли» (см. Быт. 14:19). Вот что Писание говорит о Нём: «Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, — Святый имя Его» (Ис. 57:15). В Своём Слове Он показывает Себя абсолютно совершенным, Он обладает всем и ни в чём не нуждается. Он самодостаточен. Апостол Павел говорит о Нём: «Все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь» (Рим. 11:35-36). Ничто и никто не может сравниться с ним ни на небесах, ни на земле, никто не может противостоять Ему. Никто не может сравниться с Ним в славе. Не зря Он задает риторический вопрос: «Кому же вы уподобите Меня и с кем сравните?» (Ис. 40:25). Пуританин Джордж Суиннок справедливо заметил: «Уподоблять Бога чему-либо является грубейшим идолопоклонством, а уподоблять что-либо Богу — чудовищным высокомерием».

Всевластие Бога абсолютно и касается всего происходящего в истории. «И все, живущие на земле, ничего не значат; по воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле; и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: «что Ты сделал?» (Дан. 4:32). В самом деле, Давид признавал, что «Господне есть царство, и Он — Владыка над народами» (Пс. 21:29). Бог является абсолютных монархом, вся власть принадлежит Ему, Он восседает на верховном престоле, Он правит этим миром и всеми неизвестными нам мирами. Они являются доминионами Его великой империи. Все, что случается, случается по Его воле, и ничто не может случиться, не будь на то Его воли. Даже малая птица, сказано нам, «не упадет на землю без [воли] Отца вашего» (Мтф. 10:29). Наш Бог — великий Бог, никто не может нарушить Его планы, а действия Его предотвращены. «С клятвою говорит Господь Саваоф: как Я помыслил, так и будет; как Я определил, так и состоится» (Ис. 14:24);и еще: «Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось, говорю: Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю» (Ис.46:10).

Сказанное выше применимо и к спасению, «от Господа спасение» (Пс. 3:9). Он определяет, кто спасется, Он оживотворяет грешников, ликвидирует духовную безграмотность и предрассудки, показывает Христа как Спасителя и Господа, дарит веру и допускает к общению с Собой. Именно об этом написал апостол: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2:8-9). Поэтому мы должны со смиренным сердцем склонить перед Ним свои головы. Псалмопевец как будто проводит исследование: «Кто на небесах сравнится с Господом? кто между сынами Божиими уподобится Господу?», а потом делает открытие: «Страшен Бог в великом сонме святых, страшен Он для всех окружающих Его» (Пс. 88:7-8).

Отношение к поклонению

Величие Бога является предметом веры, и осознание этого побуждает верующих благоговейно относиться к поклонению. Поклонение имеет определенный порядок, поклоняющиеся понимают, что находятся в присутствии Божьем, они восхищаются Его величием и восхваляют Его. Подобное поклонение не допускает фривольности и мирских методов поклонения.

Тем не менее, в большинстве современных церквей присутствует совсем иная атмосфера. Пустословие и сплетни предшествуют поклонению. Люди, пришедшие на поклонение, говорят о чем угодно, только не о Боге. То же самое происходит и по завершении собрания, и это выветривает мысли и настроения, которые были получены во время поклонения. Ветреное настроение не позволяет внимательно вникать в Писание, во время молитвы люди не сосредотачиваются на ней, а поглощены своими мыслями. Выступление хора, музыкальных групп превращает церковное здание в концертный зал. К сожалению это касается некоторых реформатских церквей. Придя на их поклонение в день воскресный, люди сталкиваются со стилем богослужения, который присущ современной арминианской или даже харизматической церкви. В реформатской церкви поклонение должно быть иным. Мы признаём всевластие Бога.

Поклонение без благоговения не есть поклонение. Богослужение подразумевает почтенное отношение к Господу.

Взгляд на спасение

Реформатская церковь верит, что по Своей милости спасает только Бог. На Его решение спасти никто и ничто повлиять не может. В конце XVI, начале XVII веков в Голландской реформатской церкви произошел трагический раскол. Яков Арминий (1560-1609), получивший образование в Женеве, начал распространять свои, противоречащие Писанию и учению Реформации, богословские взгляды. Будучи преподавателем в университете, что в Лейдене, Арминий прочитал несколько лекции на тему предопределения. Многих студентов захватило новшество, им понравились неортодоксальные взгляды преподавателя и они начали проводить подрывную работу, направленную на изменение исповедания веры церкви и катехизиса. После смерти Арминия эти люди издали документ «Великая ремонстрация» (от позднелатинского «remonstrare» — «заявлять», «протестовать»), за что и были прозваны «ремонстрантами». В этом документе они отстаивали следующие принципы:

Бог избирает тех, кто верит в Сына Божьего.

Иисус Христос, Спаситель мира, умер за всех людей без исключения и за каждого человека в частности.

Человек должен родиться свыше от Бога во Христе, что собственно говоря, так и есть.

Действию благодати можно противостоять.

Некоторые из ремонстрантов верили, что те, кто во Христе, могут отпасть от благодати и потерять спасение.

Для рассмотрения возникших вопросов был созван синод, который собрался в голландском городе Дордрехте, на нем был принят исторический документ, известный под названием «Каноны дортского синода». Синод заседал с 1618 по 1619 гг., в его работе приняли участие богословы Нидерландов, Германии, Великобритании и Швейцарии.

После тщательнейшего рассмотрения протестов, выдвинутых ремонстрантами, синод обосновал пять тезисов, основанных на Слове Божьем. Обобщая, эти тезисы можно представить примерно так:

1. Избрание происходит не потому, что Бог предузнал веру у тех или иных людей, а потому, что Он захотел избрать тех, кого Он избрал.

2. Бог смертью Своего Сына искупил только тех людей, которые от вечности были избраны ко спасению.

3. и 4. Без вмешательства благодати грешники не могут и не хотят прийти к Богу, но те, кого благодать коснулась, обязательно уверуют и придут к Нему.

5. Благодаря милости и действию благодати, верующие надежно защищены от погибели и утраты веры, они не отпадут от Бога.

Позже тезисы Дортского синода станут известны как «пять пунктов кальвинизма». Обычно в современном богословии они представляются так:

Полная неспособность

В результате первородного греха люди стали чужими Богу, они подчинились греху, и стали неспособны к принятию духовных истин — они «мертвые по преступлениям и грехам» (Еф. 2:1). В таком состоянии люди не могут покаяться и поверить. Иисус сказал: «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня» (Ин. 6:44). О том, что Бог дает спасение, свидетельствуют евреи, жившие во времена становления церкви: «Видно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь» (Деян. 11:18). Учение о полной неспособности не говорит, что люди не способны делать что-либо хорошее. Полная неспособность подразумевает, что каждая составляющая часть нашего бытия не способна делать то, что должна делать — ум не понимает Бога, сердце не желает каяться, плоть требует греха. Без Христа «мы были немощны» (Рим. 5:6). Апостол Павел настаивает: «Помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего» (Рим. 9:16).

Безусловное избрание

Тот факт, что Бог избирает людей к спасению говорит о том, что Он милостив и благ. Ему угодно было позволить, чтобы первородный грех случился, но Ему так же было угодно спасти некоторых из павших. Если бы Он никого не избрал к спасению, все погибли бы как погибли жители Содома и Гоморры (Рим. 9:29).

Избрание Божье — это избрание к спасению. Именно это подтверждает апостол Павел: «Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению» (2 Фесс. 2:13). И сделал Он это «по благоволению воли Своей». Этому учит (Еф. 1:5). НИГДЕ в Писании вы не найдете подтверждения тому, что Бог предопределяет людей к спасении на основании предвидения их добрых дел и веры. В «Послании к Римлянам», например, Павел пишет в отношении Иакова и Исава: «Когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего), сказано было ей…» (Рим. 9:11).

Избрание происходит по милости, заслужить его невозможно. Основанием для него не служит предвидение Богом веры в некоторых людях. Если бы так было, то избрание основывалось бы на заслугах людей (их вера), но Бог избирает, руководствуясь Своим желанием, никто и ничто повлиять на него не может. «Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток. Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело» (Рим. 11:5-6). Согласно своему извечному установлению о грехе, Бог видит каждого человека как падшего грешника. Но Он предусмотрел проявление милости к определенным Им людям, справедливо оставляя остальных платить самим за свои грехи. Вместо критики нам следует просто смириться пред Богом и благодарить Его за милость, ведь если бы Он не избрал некоторых, то погибли бы все. А так, благодаря благодати и милости, спасаются миллионы и миллионы людей.

Ограниченное искупление

Иногда этот пункт называют «частным искуплением», суть его учения заключается в том, что Сын умер за тех, кого избрал Отец. Иными словами, Христос умер не за всех людей, а только за избранный народ Божий. Сам Христос говорит об этом: «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец <…> Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец» (Ин. 10:11, 15). Из Его слов видно, что за козлов Он жизнь не полагает. В Деян. 20:28 Павел обращается к старейшинам ефесской церкви и говорит им: «Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею». Простой вопрос: «Что было куплено кровью?» Ответ: «Церковь».

Мы читаем, что искупленные на небесах поют новую песнь: «Достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени» (Откр. 5:9). Обратите внимание, они не поют, что Иисус кровью искупил всякое колено, язык, народ и племя, но он искупил «из всякого колена», из языка, из народа, из племени. Иисус умер за избранных.

Действенный призыв

Грехопадение настолько деформировало человека, что тот стал неспособен совершать духовно правильные поступки, в частности — ответить на общий призыв Бога покаяться и принять Благую весть. Поэтому Бог призывает не только словами (общий призыв), но и Духом Святым (действенный призыв). Действенный призыв неумолимо влечет грешников к Богу. «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня» (Ин. 6:44).

Всегда ли действенный призыв действенен? Да, это так. Вот что пишет Павел о Боге: «Кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» (Рим. 8:30). Кем же являются «призванные»? Неужели это все, кто слышал евангельский призыв? Нет! Посмотрим на предыдущую фразу, и поймем, что наши призванные — это избранные; а теперь на последующую фразу: призванные — это оправданные, а потом и прославленные. Наши призванные — это те, кто был призван Святым Духом, т.е. действенным призывом. А Дух Святой призывает избранных с тем, чтобы, в конце концов, прославить их. Из вышесказанного следует, что можно с уверенностью сказать — быть призванным значит быть спасенным. Интересно посмотреть на взаимозаменяемость слов в 1 Кор. 1:18 и 24. С одной стороны «сила Божья» для «спасаемых», а с другой — «сила Божья» для «призванных». Иными словами «спасаемые» и «призванные» в данном контексте являются синонимами. Призыв дает спасение, не об этом ли Павел пишет Тимофею: «Спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати» (2 Тим. 1:9). Действенный призыв не только зовет, но и приводит к Христу. Курица, собирая зернышки, кудахчет весь день, но когда ей надо позвать цыплят, она кудахчет особым образом, услышав «действенный призыв», цыплята со всех ног бегут к ней (пример взят из «Путешествия пилигрима» Дж. Баньяна). Грешники не идут к Богу, слыша общий призыв, поэтому вина полностью лежит на них, но когда Дух святой непосредственно обращается с призывом к кому-то из них, происходит чудо, грешник кается и идет к Христу.

Общий призыв свидетельствует против ожесточенных сердец, а действенный призыв спасает.

Верность святых

Истинные верующие никогда окончательно не отпадут от Бога. Их вера и вмененная праведность сохранятся до конца земной жизни. «Праведник будет крепко держаться пути своего, и чистый руками будет больше и больше утверждаться» (Иов 17:9). И это не потому, что они настолько хороши и сильны, а потому, что верен и силен Бог. Павел был «уверен в том, что начавший в вас [филиппийцах] доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа» (Филипп. 1:6). У Бога нет намерения покинуть Свой народ, как нет и намерения предать Свое дело. Иисус не только «начальник», т.е. положивший начало нашей вере, но «совершитель» (Евр. 12:2). Почему? Потому что «дары и призвание Божие непреложны» (Рим. 11:29). Бог не изливает благодать ради достижения временного результата. Он не позволит избранной душе погибнуть. Поэтому истинно верующие находятся в вечной безопасности. Христос сказал: « Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей» (Ин. 10:28).

Божий завет благодати

Реформатская церковь признает, что отношения Бога с человеком построены на основе завета. Поэтому реформатская церковь придает особое значение раскрывающемуся и развивающемуся завету благодати. Джон Мюррей назвал заветное богословие «отличительной чертой реформатской традиции».

Под понятием «завет» мы понимаем договор, который заключает Господь ради пользы людей. Реформаторы понимали важность учения о завете, суть его сформулировал Жан Кальвин в «Наставлении в христианской вере», а поздние реформаторы развили его.

Преподаватель Гейдельбергского университета Захарий Урсин в 1561 году разработал учение о том, что до грехопадения Бог вступил в заветные отношения с Адамом. Его коллега Каспар Олевиан в 1576 году разработал учение о другом завете, который вступил в силу с пришествием Христа. Предметом обоих заветов была жизнь вечная.

Таким образом, появилось учение о двух заветах: о завете дел и о завете благодати. Первый завет Бог заключил с Адамом, который был представителем рода человеческого. А второй в вечности с Сыном, Который был представителем избранных.

С Адамом Бог заключил завет сразу после творения (Быт. 2:16-17; см. также Ос. 6:7). Условием завета было личное полное и совершенное послушание Адама, т.е. его дела. Для проверки послушания человеку была дана заповедь: не есть от дерева познания добра и зла. Наказание за ослушание — физическая, духовная и вечная смерть (Рим. 5:12; 6:23), послушание, однако, гарантировало вечную жизнь. Мы знаем, что Адам ослушался Бога, т.е. он согрешил и нарушил условие завета. После этого все пошло прахом, ибо «как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, [потому что] в нем все согрешили» (Рим. 5:12). Почти сразу по Своей великой милости Бог познакомил человека с заветом благодати. Это завет о Христе, он возымел силу в вечности до сотворения мира. В Послании к Галатам мы читаем о нем, как о завете «о Христе, прежде Богом утвержденного» (Гал. 3:17). Христос — это последний Адам (1 Кор. 15:45), «второй человек — Господь с неба» (1 Кор. 15:47), т.е. первый Адам представлял собой все человечество, а Христос представляет избранных. Условием второго завета тоже является послушание, и Господь «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Филипп. 2:8). Бог не сомневался, что условия второго завета будут исполнены, поэтому Он не предусмотрел наказание за его невыполнение. Он обещал дать вечную жизнь Своему народу (Тит. 1:2; 1 Ин. 5:11), и Он сделает это. В полноту времени Христос, Посредник нового завета, восстановит то, что потерял Адам. Он может сказать: «Чего я не отнимал, то должен отдать» (Пс. 68:5).

Когда грешники верою соединяются с Христом, со своим Главой и представителем, они входят в заветные отношения и наследуют обещанную вечность. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). Писание дано нам с тем, чтобы мы могли понять завет благодати, представленный в его прототипах (см., например, Быт. 9:8-17; 17:1-14; Исх. 24:1-8) и особенно в евангелии Христа (Ис. 55:3; Лк. 1:68-72; Евр. 10:15-25). Учение о благодати невероятным образом прославляет Бога! Он не обязан был иметь каких-либо отношений с человеком или благословлять кого-то особым образом, но, благодаря удивительной милости, Он во Христе заключил завет, гарантирующих избранным вечную безопасность.

Эдвард Пэйсон (Edward Payson) посвятил много времени размышлениям о чуде Божьей благодати, и в 1812 году в письме своей матери он изложил свои мысли по этому предмету. Он писал: «Никогда ранее план искупления и тайна Божьего явления во плоти не представлялись мне столь величественными. Размышляя об этом, я был поражен тем, что раньше мне никогда не приходило в голову: почему Бог позволил Адаму пасть. Если бы этого не случилось, то все потомки его были бы счастливы. Он стал бы для них своего рода спасителем, они наслаждались бы красотами рая и славили бы своих прародителей. Им оказывалась бы слишком большая честь, и это пагубно сказалось бы на Адаме, он стал бы гордиться собой, а мы превратились бы в идолопоклонников. Поэтому вся слава была зарезервирована для Божьего Сына — второго Адама. Возможно, мои размышления не новы и Вы думали об этом. Поэтому более об этом распространяться не буду».

Заветное богословие возносит славу Искупителю. Оно учит, что вера является единственной дорогой, ведущей к Богу. С Адамом мы связаны природными узами, его падение — это наше падение, поэтому нам необходима связь с Христом, дарующим жизнь. Если верою мы соединяемся с Ним, то все Его становится нашим. И это, в первую очередь, касается спасения. Поразительно, духовные банкроты становятся духовными миллиардерами, они наследуют небесные блага и жизнь вечную.

Личное знакомство с действием благодати

Реформатская церковь настаивает, что человеку необходимо лично пережить знакомство с действием благодати. Это знакомство вселяет в сердце всеобъемлющее чувство благодарности, которое ведет к желанию исполнять закон и сделать его нормой жизни. Лютер стал монахом-августинцем, и монастырь должен был контролировать всю его жизнь. Почему он пошел на это? А потому, что сердце его стремилось к миру и покою. Позже он скажет: «Если бы монах мог своим монашеством достичь небес, то я был бы в числе достигших». Иоганн фон Штаупиц, генеральный викарий ордена августинцев настаивал, чтобы каждый монах читал Писание. Чтение Библии побудило Лютера заняться изучением послания к римлянам. Позже реформатор написал о своем обращении: «Наконец, после продолжительных размышлений и по милости Божьей я... начал понимать, что праведные жи­вут по Божьему дару, а именно — по вере... Я почувство­вал себя заново рожденным, а также то, как будто я во­шел в широко раскрытые врата рая».

В этом заключается суть личного знакомства с действием благодати. Это действие не может остаться незамеченным. Но сегодня, боюсь, интеллектуальный кальвинизм вытесняет личные переживания. Люди читают «правильные» книги и получают «правильные» знания. Сердце при этом остается в первородном состоянии. Но реформатская церковь настаивает на необходимости внутреннего просвещения. Можно освоить доктрины благодати, можно научиться рассуждать о них, даже читать о них лекции, но при этом не быть рожденным свыше. Необходимо познать «благодать Божию в истине» (Кол. 1:6), услышать «благовествование спасения» и уверовать в него, чтобы стать запечатленным «обетованным Святым Духом» (Еф. 1:13). Истинные верующие часто ощущают присутствие Христа, потому что Отец и Сын обещали таковому: «Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14:2); и еще: «Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16:22). Присутствие Господа активирует действие благодати, а сердце, когда Он рядом, трепещет от восторга. Дух Святой благотворно влияет на наш дух. В такие моменты налаживается истинное общение, это, и мы с уверенностью можем сказать, небеса на земле.

Ощущение присутствия благодати в жизни верующего не может настроить его против соблюдения закона. Скорее наоборот, благодать укрепляет его в этом деле, придавая силы и открывая новые мотивы стремиться исполнять его. Великий английский пуританин Ричард Сибс однажды заметил, что Христова любовь «принуждает нас сладким насилием исполнять установления закона, страдать и противостоять злу». Благодаря работе Святого Духа, сердце верующего склонно к повиновению Богу и к исполнению Его заповедей. Обещание: «Вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их» (Евр. 8:10) исполняется тем, что верующие могут сказать: «Нахожу удовольствие в законе Божием» (Рим. 7:22).

Является ли закон правилом жизни для верующих? Несомненно, это так! Апостол Павел пишет о себе: «Не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу» (1 Кор. 9:21). Иными словами, как один из искупленных грешников, Павел чувствовал, что неразрывно связан с нравственным законом Божиим. Верующие реформатских церквей считают, что закон не является ни средством оправдания, ни средством осуждения. Это просто сборник правил их жизни.

Провозглашение Евангелия

Реформатские церкви всегда стремились к евангелизации необращенных не только в своих районах, но и в соседних, даже в иных странах и частях света. Исторически сложилось так, что Реформация и евангелизация всегда шли рука об руку.

Протестанты Швеции в 1559 году принесли Евангелие в Лапландию, а протестанты Франции в 1562 евангелизировали Флориду, а потом и Каролину. Церкви Женевы в 1566 году отправили четырнадцать миссионеров в Южную Америку. Отцы-пилигримы, прибыв в Плимут, штат Массачусетс, в 1620 году организовали миссию, которая должна была нести свидетельство индейцам.

Церковь обязана нести благую весть. Последними словами Христа на земле были следующие: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мтф. 28:19-204 см. так же Мрк. 16:15-16; Лк. 24:46-49; Ин 20:21-22). Книга Деяния святых апостолов рассказывает, как начало исполняться Великое поручение Христа. Благая весть вышла за пределы Иерусалима и распространилась по всей Иудее, потом в районах, населенных самарянами, и, наконец, она дошла до самого края земли. Обязанность церкви служить распространению евангелия не обсуждается. Мы обязаны говорить о Христе. Почему? Потому что только в этом случае будет достигнута Божья цель: «Земля наполнится познанием славы Господа» (Авв. 2:14;. см. также Ис. 11:9). Часовая проповедь в здании не может считаться «высылкой делателей на жатву» (см. Мтф. 9:38; Ин. 15:16). Слово Божие должно распространяться и прославляться (2 Фесс. 3:1).

Практическое освящение

Символом служения Кальвина было изображение руки, держащей на ладони сердце. Под изображением был девиз: «Я приношу свое сердце в жертву Богу». Описывая жизнь христианина, реформатор отмечал: «Мы не свои. Мы принадлежим Господу. А потому нельзя допускать, чтобы мы в делах наших руководствовались своими доводами, мыслями и желаниями… Забудем о себе настолько, насколько это возможно». В этом дух Реформации. «Живем ли — для Господа живем; умираем ли — для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, — всегда Господни» (Рим. 14:8). И еще: «Вы не свои <…> вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор 6:19-20) . Если церковь действительно библейская и реформатская, то ее члены будут полностью отданы Христу. Настало время искренне спросить себя: «Действительно ли я люблю Бога? Что меня связывает с реформатской церковью, неужели только имя?».

 

Статья взята из христианского богословского журнала "В начале" №3 (55) 2012

 

Copyright © kazan.reformed-church.ru
Республика Татарстан - Каталог сайтов Маранафа: Библия, словарь, каталог сайтов, форум, чат и многое другое Евангелическо Реформатская Церковь Путь, Истина и Жизнь Санкт-Петербург