Евангелическо-Реформатская Церковь

г. Казань

Мы рады приветствовать Вас на нашем сайте!

Наша Церковь была основана по Божьей Воле, и с Его помощью, в феврале 2004г., через служение пастора Кеворкянц Валерия Мовсесовича, как Пресвитерианская Церковь г. Казань. Первое богослужение состоялось 15 февраля 2004г. При Церкви, благодаря содействию Теологической Академии Евангельских Христиан (ТАЕХ) г. Москвы, действует Библейская Школа. Преподаватели имеют степени от Бакалавра до Доктора богословия.

Пресвитерианство

Особенности библейского пресвитерианства

I. Введение

   

     Цель этой работы заключается в изложении основных особенностей библейского пресвитерианства. Это необходимо для того, чтобы члены пресвитерианских общин могли яснее осознать, во что верует их церковь, а люди, которым просто интересно, чем отличается эта деноминация, могли удовлетворить свое любопытство. Большинство прихожан пресвитерианских церквей, вероятно, не знают, в чем состоят основные догматы их веры, как не знают и того, почему они придерживаются именно этого вероисповедания. Иначе говоря, мало кто смог бы убедительно объяснить, основываясь на Библии или на теологических принципах, почему он принадлежит к пресвитерианской церкви, а не к баптистской, методистской, православной или, например, к Церкви Господней. Очень важно, чтобы члены пресвитерианских общин знали не только во что они веруют, но и почему они в это веруют. Очень точные суждения на этот счет содержатся в книге Томаса Уидероу "Апостольская Церковь". Размышляя над тем, почему люди примыкают к тем или иным деноминациям, Уидероу заметил:

 

    "Они руководствуются скорее чувствами, чем доводами рассудка. Почти никто не пытается сначала изучить правила, принятые этой деноминацией, и уточнить, в чем же состоят ее основные принципы, а затем сверить эти принципы с Евангелием. Большая часть человечества не способна на умственные усилия такого рода, то есть на то, чтобы выяснять и оценивать принципы, или, во всяком случае, не утруждает себя подобными занятиями. Люди обычно выбирают вероисповедание под влиянием выдающихся личностей, либо следуя примеру знакомых, известных моральными достоинствами, либо под впечатлением набожности и красноречия какого-нибудь местного священника." *1

 

     Как бы то ни было, очень многие понимают, что, с точки зрения культурной традиции, значит быть баптистом, католиком, православным или пятидесятником, но что такое пресвитериане? Может быть, это некая  новомодная группа, у которой нет оснований претендовать на истину? в этой брошюре мы намерены изложить подлинное вероучение пресвитерианской церкви. Проследить историю этого вероучения можно не только на протяжении последних 300 лет истории реформатской церкви; оно восходит к Жану Кальвину, Мартину Лютеру, Блаженному Августину и апостолу Павлу. Это вероучение находится в полном согласии с решениями первых христианских соборов и догматами раннего христианства.

 

     Но мы не претендуем на совершенство. Самое устройство пресвитерианской церкви свидетельствуют о том, что она стремится к "вечной реформации" в согласии единственно со Словом Божьим, к тому, чтобы можно было исправлять ошибки - и наши собственные, и чужие. Только так  можем мы представлять Христа и Его Слово как истинно христианская церковь.

 

    Мы признаем свои ошибки. В последние годы многие пресвитериане впадали в тяжкие заблуждения. Но не стоит удивляться. Иисус предупреждал, что среди Его паствы могут появиться волки.

 

    В этой работе мы используем термин "библейское пресвитерианство" по особой причине. Как это ни печально, прибегать к такой терминологии вынуждают те "теологические настроения", которые царят в большинстве основных деноминаций. Если церкви, которые отрицают почти все, что будет изложено в этой работе, и все же называют себя пресвитерианами. Это - пресвитериане лишь по названию. Вдумчиво изучив их теологические воззрения, нетрудно понять, что эти церкви едва ли заслуживают названия христианских. Некоторые из них отрицают божественную сущность Иисуса Христа, Его непорочное зачатие, Его зримое возвращение в мир, непогрешимость Святого Писания и многое другое. Мы хотели бы, чтобы, отрицая подлинное библейское пресвитерианство, они отказались бы и от самого названия. Под "библейским пресвитерианством" мы понимаем веру, которая во всех частностях согласуется со Священным Писанием. Поэтому в дальнейшем, говоря о "пресвитерианстве", мы будем подразумевать именно такое толкование этого понятия.

 

    Мы считаем братьями всех, кто придерживается библейской веры, но убеждены, что наше собственное толкование Библии точно, логично и достойно признания. Пресвитерианство учит, что власти должны обеспечивать своим народам свободу толковать Библию и выражать библейскую веру так, как они ее понимают. С исторической точки зрения, именно пресвитерианское вероучение стало основой для формирования идеалов демократии. Итак, мы представляем эту работу широкому читателю, которому она даст пищу для размышления, и членам наших общин - им она поможет лучше понять доктрины библейского пресвитерианства.

 

II. Непогрешимость Священного Писания

 

Пресвитериане считают, что Господь явил Себя двояко: посредством  всеобщего откровения и посредством особого откровения. Говоря о 'всеобщем откровении', мы имеем в виду, что Господь дал нам знать о Себе всем Своим творением: о Нем свидетельствует мощь и беспредельность природы, устройство человеческого разума, голос совести, собственный опыт и история человечества (Пс. 18:1,2; Рим.1:19,20; 2:14,15)*2   Цель всеобщего Откровения состоит в том, чтобы исключить для человечества возможность оправдать себя незнанием. Бог существует, и каждый человек - в ответе перед Ним. Но всеобщего Откровения недостаточно; оно не  в состоянии передать достоверные сведения о Боге, потому что искажено грехом (Рим. 8: 19-22). Всеобщее Откровение не может указать человеку путь ко спасению. Поэтому необходимо 'особое Откровение'.

 

Особое Откровение запечатлено теперь в Библии. Грех вошел в мир, оскверняя природу и затемняя ее для человека. Человек  утратил духовное зрение и способность, верно, понимать вселенную и себя самого. Необходимо было, чтобы Господь заново раскрыл замысел мироздания и дал человеку средство покончить с греховным существованием, прийти к согласию со своим Творцом и постичь суть вселенной.

 

Священное Писание определяет мысли и поступки пресвитериан. Библия рассматривается как ниспосланное свыше Слово Божье и как непреложный закон веры и повседневной жизни (2Тим. 3:16,17; 1Фес. 2: 13). Как Господь ниспослал нам Священное Писание? Дух Святой воздействовал на писавших так, чтобы, сохраняя особенности своей личности и характера, дарования и таланты, образование и культуру, свой слог и стиль, они в точности то, что Господь хотел нам передать (2Пет. 1:20,21).

 

Говоря о непогрешимости Священного Писания, пресвитериане имеют в виду, что учение, изложенное в Библии, свободно от ошибок. Это означает, что исторические, археологические и научные сведения, изложенные в Библии, вдохновлены свыше, равно как и так называемое моральное или религиозное учение. Богодухновенность - свойство не только Библии в целом, но и каждого ее слова. Об этом мы говорим как о 'словесном вдохновении'. Каждое слово Библии вдохновлено Всевышним. Павел упоминал, что слова его были преподаны Святым Духом (1 Кор. 2:13). И  Павел, и Иисус строили свои доводы на основе одного единственного слова (Мт. 22:43-45; Ин. 10:35; Галл. 3:16). И каждому слову - каждой йоте и каждой черте Священного Писания - Иисус придавал огромное значение (Мф. 5:18).

 

Пресвитериане убеждены, что Писание - единственно верное руководство к нашему спасению и к возрастанию в праведности (2 Тим. 3:15). Все мысли, и поступки следует рассматривать через призму Писания. Это - надежная основа, которая всегда неизменна. Мы начали изложение особенностей пресвитерианства с положения о непогрешимости Священного Писания только потому, что отношение к Писанию определяет подход человека к теологии.

    

III. Деноминация на основе Символа веры и Исповедания

 

Пресвитерианство, несомненно, представляет собой церковь, имеющую собственный Символ веры и Исповедание. Что мы хотим сказать этим? Во-первых, следует отметить, что между Символом веры и Исповеданием есть некоторое отличие, определить которое можно было бы следующим образом: в Символах веры, таких, например, как Апостольский, Никейский или Афанасиев, предпринята попытка перечислить самые главные, объединяющие черты церкви, значение которых не меняется с течением времени. Символ веры содержит основные принципы  церкви. С другой стороны, Исповедание - это более подробное изложение теологической доктрины. Чтобы заметить это различие, достаточно сравнить Апостольский Символ веры и Вестминстерское Исповедание веры.

 

Пресвитериане утверждают, что и в древних Символах веры, и в Вестминстерском Исповедании точно изложены библейские истины (насколько может судить о точности грешный человек, которому свойственно ошибаться). Мы можем сказать, например, что в Вестминстерском Исповедании веры содержится система догматов, преподанная в Библии.

 

Но это отнюдь не означает, что мы уравниваем изложение церковных и теологических основ с Библией. Символы веры и Исповедания нельзя рассматривать как независимое утверждение Итины, служащее дополнением к Священному Писанию; они второстепенны по отношению к Библии. В Вестминстерском Исповедании особо подчеркивается исключительная самодостаточность Писания:

 

 'Авторитет Священного Писания, которому должно верить, и подчинятся, зиждется не на свидетельстве какого-либо человека или церкви, но всецело на Боге (Который есть сама Истина) - Авторе Священного Писания; и поскольку Священное Писание есть Слово Божие, оно должно быть принято.' (ВИВ 1:4) 'Высший Судья, к Которому должно обращаться за разрешением всех спорных вопросов, касающихся веры, и Которым проверяются все постановления соборов, мнения древних писателей, учения человеческие и личные откровения, и на суждениях Которого мы должны основываться, может быть не кто иной, как Дух Святой, говорящий в Писании. '(ВИВ 1:10)

 

Кроме того, в Исповедании содержится упоминание о действиях церковных органов и об их полномочиях. Указанием этих органов необходимо следовать только в том случае, 'если они находятся в согласии со Словом Божиим' (ВИВ 31:3)

 

В таком случае, зачем нужны Символы веры и Исповедания? Какую цель они преследуют? Есть крупные конфессии, исповедующие христианство, которые считают себя противниками Символов веры и Исповеданий. Они утверждают, что подобные документы умаляют самодостаточность Писания. Их девиз: 'Никаких Символов веры, кроме Библии'. Как относиться к таким заявлениям? Во-первых, как уже говорилось, церкви, имеющие свой Символ веры и Исповедание, не отрицают исключительную самодостаточность Писания и ставят Истину превыше всего. Во-вторых, разве не является своего рода символом веры утверждение: 'У нас нет иных символов веры, кроме Библии'?  Такие церкви не учитывают очень важного обстоятельства. Символы веры раскрывают для всех те стороны Священного Писания, в понимании которых мы едины. Если бы мы скрывали друг от друга свое кредо, у нас не было бы уверенности в том, что мы понимаем Библию одинаково и веруем в одно и то же. Важнейшая цель Символов веры и Исповеданий состоит в том, чтобы ясно изложить, ЧТО думает верующий о Библии. Пресвитериане говорят просто: 'Чтобы узнать, во что мы веруем, достаточно взглянуть на Символы веры и  Исповедания, которые, по нашему убеждению, содержат систему догматов, преподанных в Библии'. Церкви, не признающие Символов веры и Исповеданий, попросту не определили для себя или не записали в каком-либо документе особенности своей вере. Но, без сомнения, у них есть догматические убеждения, которые, как они полагают, подтверждает Писание.

 

Пресвитерианство - это, безусловно, церковь, у которой есть собственный Символ веры и Исповедание. Мы предлагаем изложение нашей веры миру, взирающему на нас,- именно поэтому иногда о нас говорят с неодобрением. Мы предлагаем всем ознакомиться с этим изложением и уяснить себе, во что мы верим и почему считаем нашу веру библейской. Желающих глубже понять природу и назначение Символов веры, мы отсылаем к трактату Кеннета Л. Джентри-младшего, озаглавленному 'О пользе Символов веры'.

 

IV. Священное Писание как изложение завета

 

Пресвитериане придают особое значение библейской теме отношений человека со Всевышним. Эти отношения представлены в Писании как завет - узы жизни и любви, связывающие Бога с Его народом. Эта тема пронизывает Священное Писание, и только она дает ключ к его верному истолкованию.

 

Бог создал человека как существо, связанное узами завета с Ним самим. Когда в Эдеме человек разорвал этот союз, он навлек на себя смерть - отпадение от цели, отпадение от добра, одиночество в разлуке с Богом. Но Бог предусмотрел новый завет, чтобы искупить грех человека и восстановить его отношения с Отцом. Теперь вся жизнь христианина, освященная его союзом с Господом, представляется по-новому: дела и молитвы, семья и отдохновение от трудов - все это часть его завета любви и жизни с возлюбленным Создателем. Во всем мы должны прославлять Творца и угождать Ему.

 

Пресвитериане считают, что суть Священного Писания - в свидетельстве о заветах Господа с человеком, а не в изложении этапов в истории человечества. Те, кто видит суть Библии в рассказе о том, как изменяются отношения человека с Богом, полагают, что на каждом из семи условных этапов в истории человечества Бог строит Свои отношения с людьми по-иному. Когда  оказывается, что человек не выдерживает испытания, данного ему на том или ином этапе, по  воле Божьей начинается новый этап. Сторонники такой точки зрения на Священное Писание исходят из того, что каждая историческая эпоха совершенно отличается от остальных. Такая система взглядов отрицает неразрывную связь исторических эпох и придает большое значение тому, что их различает, а не связующим звеньям. Мы отвергаем такую точку зрения.

 

Что означает понятие 'завет'? О. Палмер Робенсон в книге 'Христос Заветов' определяет завет как 'установленные свыше узы, скрепленные кровью'*3  в этом определении - несколько важнейших элементов. Во-первых, завет - это союз, то есть то, что связывает людей общими узами. Использование клятв и внешних знаков доказывает, что завет - это союз. Завет связывает стороны, вступившие в союз, взаимными обстоятельствами.

 

Завет - это узы, скрепленные кровью. Это означает, что речь идет о вечных, нерасторжимых узах. Ритуалы, сопровождающие завет в Священном Писании (как, например, в Быт. 15), связаны с 'рассечением', при котором проливается кровь. В Быт. 15 рассечение ритуальных животных символизирует обет, нарушение которого карается смертью. Расчлененное животное напоминает о том, что если связанные заветом нарушат его, то подвергнутся проклятью. Фраза 'узы, скрепленные кровью', живо передает мысль, изложенную в послании к Евреям (Евр. 9:22): 'Без пролития крови нет прощения'. Кровь в Библии символизирует  жизнь. Сказано, что жизнь - в крови (Лев. 17:11). Поэтому пролитие крови - это единственный способ скрепить завет. Робертсон прекрасно обобщает все сказанное: 'Завет - это узы, скрепленные кровью они предполагают обязательства, от выполнения которых зависит жизнь и смерть. Во время заключения завета стороны, вступающие в союз, дают друг другу обещания, подкрепляя их символическим ритуалом кровопролития. Кровопролитие символизирует нерушимость обязательств, налагаемых заветом на причастных к нему. Завет связывает их в жизни и в смерти'.*4   Такой союз важнее, чем брачные узы.

 

Другой важный элемент Завета заключается в том, что он устанавливается свыше. Это означает, что ни о каких переговорах не может быть и речи, и  все условия определяет только одна сторона.

 

Пресвитериане считают, что Бог вступил с человечеством в такой союз, скрепленный кровью. Все условия этого союза были определены Господом, как суверенным Владыкой неба и земли. Он обещает человеку блаженство, если тот будет послушен условиям завета, и угрожает смертью за ослушание. Таким образом, человеку дано либо соблюдать, либо нарушать завет.

 

Идея завета раскрывается в Писании особым образом: рассматривается заключение завета между Богом и человеком в разные исторические эпохи. С начала Творения и до конца мира Бог пребывает в завете с человеком. Можно говорить и о  единстве, и о различии заветов. Заветы Бога и человека можно разделить на две категории: 1) завет дел; 2) завет благодати, или искупления.

 

Что подразумевается под заветом дел? Это понятие употребляется для того, чтобы обозначить время до грехопадения Адама, когда он подвергался испытанию, Адаму было обещано, что если он будет послушен, то обретет благодать Божию. Хотя само слово 'завет' применительно к Адаму употребляется только у Осии (Ос. 6:7), важнейшие элементы этого понятия присутствуют. Отношения Бога и человека действительно являются установленными свыше  узами, скрепленными кровью. Человек должен был исполнять особое повеление Бога, в котором и заключалось испытание: не есть плода с дерева познания добра и зла (Быт. 2:16-17). Он не выдержал этого испытания и навлек на себя наказание за нарушение завета. Человек умер духовно и обречен был, рано или поздно, на физическую смерть. Но именно тогда и воссияло милосердие Господне. Бог заключил с человеком завет благодати, или искупления.

 

Что такое 'завет благодати'? достаточно привести определение Луиса Беркхофа: 'Милосердное соглашение оскорбленного Бога с оскорбившим его, но избранным грешником, когда Бог обещает спасение через веру во Христа, а грешник с верой принимает это обещание, давая обет вести жизнь, полную веры и послушания'.*5

 

Иисус Христос ознаменовал Собой перелом в ходе библейской истории. С его явлением произошли такие перемены, что союз Бога с человеком до  Христа называется 'Ветхим (старым) Заветом', а союз после Христа - 'Новым Заветом'. Ветхому Завету было свойственно 'обещание', 'предзнаменование' и 'пророчество', а Новому - 'исполнение', 'истинность' и 'осуществление'.*6

 

Писание повествует о завете благодати, заключенном в следующих отдельных заветах: 1) с Адамом, 2) с Ноем, 3) с Авраамом, 4) с Моисеем, 5) с Давидом, 6) в Новом, или всеобщем завете.

 

Особая прелесть всех этих заветов состоит в их единстве. Каждый из них основывается на предыдущих, сохраняя самое важное, что было в них, но добавляя и нечто новое. Преемственность прослеживается отчетливо. Робертсон говорит о структурном и тематическом единстве заветов.*7

 

Структурное единство

 

Заветы отмечены единством исторического опыта. Это единство связано с обещанием, данным Богом Аврааму: вывести Израиль из египетского рабства и привести в землю обетованную (Исх. 2:24; 3:16; 6:4-8; Пс. 104:8-12,42,45; 105:45). Жертвенник, сооруженный Моисеем (Исх. 24:4), связывает родовую структуру патриархального периода с началом Моисеева завета. Точно так же завет, заключенный с Давидом, связан с избавлением Израиля от египтян (2 Цар. 7:6,23). Чтобы понять наказание, которому подвергся народ Израиля, нужно обратиться к Моисееву завету, во времена Давидова завета народ Израиля нарушил завет Моисея, за что и был обречен на порабощение.

 

Можно говорить и о единстве генеалогической преемственности. В Своем завете с человечеством Бог помыслил о 'тысяче поколений' (Вт. 7:9; 2Цар. 7:12). Этот принцип мы находим и в Новом Завете, где речь идет о 'привитии языческих ветвей' (Рим. 11:17,19; Галл. 3:29).

 

Единство союзов, заключенных в прежние века, связывает их с 'новым заветом'. Новый Завет является всеобъемлющим осуществлением всех обетований, данных Богом человеку в прежних заветах. Новый Завет, предсказанный Иеремией (Иер. 31:31 и далее), связан с Моисеевым заветом, но лишен его внешних проявлений. Закон Божий записан в сердце верующего. Новый Завет связан и с заветом Аврамовым: Бог обещает дать верующим 'одно сердце и один путь', чтобы боялись Его (Иер. 32:39,40). Он обещает 'насадить их на земле сей твердо' (Иер. 32:41). Иезекиль связывает Новый Завет с Давидовым (Иез. 34:23,24). Связан Новый Завет и с Ноевым, в силу которого Бог сохранил людей для себя; об этом нам и сегодня напоминает смена времен года (Быт. 8:22). Более того, новый завет связан и с Адамовым. В Быт.3:15 Бог обещал, что пошлет Искупителя, чтобы спасти падшего человека, и в Новом Завете Бог обещал, что сказанное змию будет исполнено (Рим. 16:20).

 

Тематическое единство

 

Помимо структурного единства, заветы связывает и великая тема, которую мы встречаем в Писании вновь и вновь: 'Я - ваш Бог, вы - Мой народ'. В словах 'Бог с нами' (что по-древнееврейски звучит как 'Эммануил') заключена самая суть завета благодати.

 

Эта тема впервые возникает в Быт. 17:7, где говорится об обрезании, которое должно стать знаком и печатью Аврамова завета. В Моисеевом завете она повторяется в связи с освобождением Израиля от рабства (Исх.6:6,7; 19:4,5; Лев. 11:45; Вт. 4:20), прослеживается в завете Давида (4 Цар. 11:17), а пророк Иезекиль (Иез. 34:24) напоминает: 'Я, Господь, сказал это.' Эта же фраза используется и в Новом Завете там, где речь идет о Божьем народе (2 Кор. 6:16; Евр. 8:10).:23,24).Новый Завет с Давидовым (Иез. 1 и далее), связан с Моисеевым заветом, но лишен его внешних проявлений. а народ Израиля

 

С этой темой ('Я буду вашим Богом, а вы - Моим народом') связано и представление о пребывании Господа среди Его народа. Нетрудно проследить развитие этого представления от скинии к храму и от воплощенной Святыни - к Церкви. Мы читаем о том, как Бог пребывает со Своим народом в святилище (Исх. 25:8; 29:42-44; Лев. 26:9-13). Потом мы узнаем о присутствии Господа в святая святых храма (2Пар. 5:14; Иез. 43:4-7). В Иисусе Христе мы видим воплощенного Сына, обитающего с нами, как святыня (Ин. 1:14). А Церковь названа храмом Божьим, где Он пребывает с нами (Еф. 2:21 и далее).

 

Тема завета достигает наивысшего развития в одной личности - Иисусе Христе. Об этом говорит и пророк Исайя (Ис. 42:6; 49:8; 55:3,4). Иисус - само воплощение завета. Его личность связывает в единые целое все Священное Писание. Иисус, умерший на кресте вместо нас всех, расплатился за то, что мы нарушили завет(1Пет. 3:8; Кол. 2:13,14). Все заветы едины потому, что сходятся к  личности Христа. И как неделима Его личность, так неделимы и заветы.

 

Взгляд на Писание как на изложение завета - одна из основных особенностей пресвитерианства. Без понимания этой концепции мы не можем оценить разнообразие Писания и его единство. Теологическое учение о завете - это тот столп, на котором зиждется пресвитерианство.

 

V. Утверждение исторических христианских догматов

 

Троица

 

Пресвитериане верят в догмат о Троице. Говорят о Троице, мы подразумеваем, что Бог, ЕДИНЫЙ, по сути, существует как ТРИ  разные Личности: Отец, Сын и Дух Святой.

 

Таким образом, Бог сочетает в себе единство и различие. Бог един (Вт. 6:4); Он не является тремя существами или тремя отдельными богами, объединенными общей природой; Он - одно существо и одна сущность. И в то же время, являясь единым, Бог троичен. Иначе говоря, Бог - единство в Троице и Троица - в единстве. Поэтому ни в коем случае нельзя утверждать, что Бог существовал прежде Троицы. Он всегда существовал как триединый Бог.

 

Единство и различие природы Божией - это великая тайна, непостижимая для ограниченного человеческого сознания. Мы просто не в состоянии осознать Вечное (Ис. 55:8,9). Любые аналогии, как, например, указание на три состояния воды, бесполезны. Человеческие сравнения бессильны объяснить Божественное!

 

Какие свидетельства Триединства дает нам Священное Писание? В Ветхом Завете Бог говорит о Себе во множественном числе (Быт. 1:26; 3:22). В Новом Завете три Лица упоминаются вместе (Мт. 28:19; 2Кор. 13:13; Лк. 3:21,22; 1Кор. 12:4-6; 1Пет. 1:2).

 

Как раскрываются в Писании три Личности Божества? Хотя Лица Троицы не подчинены друг другу в пределах Своей Божественной сущности можно говорить о том, что Отец является первым, Сын - вторым, а Дух Святой - третьим. Различие между Лицами заключается не в том, что они чем-нибудь отличаются по природе или, по сути; речь идет о различиях в одном существе Божием. Свойства каждого Лица принадлежат только Ему и не передаются другими Лицам, а потому нельзя говорить, что Отец - это Сын, или Дух - это Отец, или Дух - это Сын.

 

В замысле Искупления, предусмотренном заветом благодати, каждое из Лиц Троицы наделено особыми функциями. Например, Отцом часто называют Творца всего сущего (1Кор. 8:6; Евр. 12:9; Иак. 1:17). Это же наименование обычно употребляется, когда речь идет о Его отношениях с Сыном как втором Лице Троицы (Ин. 1:14,18; 8:54; 14:12,13). Новый Завет дает определение Триединого Бога как Отца всех Его духовных детей (Мт. 5:45; 6:6-15; Рим. 8:16; 1Ин. 3:1). Дела Триединого Бога вообще считают делами Отца. Об Отце говорят и как о Том, Кто замыслил наше спасение и печется о нем (Ин. 6: 37-38; 17:4-7; Пс.2:7-9; 39:6-9; Ис. 53:10; Еф. 1:3-6).

 

Наименование 'Сын' или 'второе Лицо Троицы' объясняется Его вечной связью с Отцом (Ин. 1:1-3,14,18). Он носит имя Сына как свидетельство того, что Он - Мессия (Мф. 8:29; 27:40; 26:63; Ин. 1:49; 11:27). Дела Сына - посредническое служение. Через Него осуществлялись замыслы Божии в деле Творения (Ин. 1:3,10; Евр. 1:2,3; Кол. 1:15-17), через Него осуществится и наше Искупление (Евр. 9:15).

 

Святой Дух - третье Лицо Троицы. Вопреки некоторым учениям, Он - Личность, а не безликая сила (Ин. 14:16-17,26; 15:26; 16:7-15; Рим. 8:26). Ему присущи все свойства личности - ум (Ин. 14:26), чувства (Еф. 4:30), воля (1Кор. 12:11). Его особенность состоит в том, что Он происходит от Отца и Сына. Библия говорит о Нем как о 'Духе Божьем' и 'Духе Христа'. Но эти имена не умаляют Его сущности как особого Лица Божественной Троицы. Его дело состоит в том, чтобы доводить до плодотворного завершения все начинания, связанные с Творением и Искуплением (Быт. 1:3; Иов.26:13; Лк. 1:35; Ин. 3:34; 1Кор. 12:4-11; Еф. 2:22). Обычно говорят, что Он применяет к каждой душе дело Искупления, совершенное Сыном.

 

О Божественной природе Духа Святого говорят имена, применяемые к Нему (Деян. 5:3,4; 1Кор. 3:16; 2Тим. 3:16), совершенства, приписываемые Ему (Пс. 138:7-10; Ис. 40:13,15; 1Кор. 2:10-11$12^11$ Рим. 15:19; Евр. (-14), Его Божественные дела (Быт. 1:2; Иов. 26:13; 33:4; Пс. 103:30; Ин.3:5; Тит. 3:5; Рим.8:11) и почести, воздаваемые Ему как Богу (Мф. 28:19; Рим.9:1; 2Кор. 13:13).

 

Творение

 

Пресвитериане верят, что вселенная была создана Триединым Богом (Быт. 1:2; Иов. 26:13; 33:4; Пс. 32:6; 103:30; Ис. 40: 12,13; Ин. 1:3; Кол. 1:15-17) из ничего (Быт.1:1; Пс. 32:9; 148:5; Рим. 4:7; Евр. 11:3). Бог дал вселенной самостоятельное существование, отдельное  от Своего бытия, а потому никоим образом нельзя считать ее частью Всевышнего. Вселенная находится в  постоянной зависимости от Него, поддерживаемая изо дня в день Его силой. Бог никогда не покидает мироздание, но вечно присутствует во всем Своем творении (Пс. 138:7-10; Иер.23:24).

 

Пресвитериане утверждают, что сотворение мира за шесть дней следует понимать буквально. С точки зрения пресвитерианства, эволюционная теория явно не располагает достаточными научными доказательствами и явно противоречит Писанию. Совершенно неприемлемой выглядит и концепция 'теистической эволюции', которая представляет собой не более чем компромисс с атеистическими научными воззрениями. Согласно этой концепции, для сотворения вселенной Бог использовал эволюционный процесс. 'Дни' творения рассматриваются как миллионы лет, в течении которых только и мог протекать процесс эволюции. Такие взгляды не находят подтверждения в Писании.

 

Большинство пресвитериан убеждены, что шесть дней творения следует понимать буквально (то есть как следующие друг за другом 24-часовые отрезки времени). В пользу такого толкования говорит многое: 1) древнееврейское слово 'йом' (день), как правило, обозначило обычный 24-часовой отрезок времени, а потому именно так и следует переводить это слово, если контекст не требует иного толкования; 2) повторяющая фраза 'и был вечер, и было утро' также указывает на обычные сутки; 3) Господь повелел чтить обычный день как день отдыха; 4) в Исх. 20:9-11 народу Израиля было заповедано работать шесть дней, а в седьмой день отдыхать, потому что Бог создал небо и землю за шесть дней, а в седьмой почил; 5) последние три дня творения были обычными днями, потому что они определялись вращением Земли. Если последние три дня были обычными днями, почему остальные должны быть чем-нибудь иным?

 

Личность Христа

 

Пресвитериане придерживаются исторической христианской доктрины, согласно которой Иисус Христос есть истинный Бог во плоти. По нашему убеждению, Писание учит, что Христос обладал двумя различными природами, навечно соединенными в  одной  Личности.

 

  Божественная природа

 

Священное Писание ясно говорит о Божественной природе Христа. В Ветхом Завете в пророчествах о грядущем Мессии говорится как о Боге (Ис. 9:61; Иер.23:6; Дан. 7:13; Мих. 5:2; Зах. 13:7; Мал. 3:1). Евангелие от Иоанна дает нам достаточно доказательств Божественной сущности Христа (Ин. 1:1-3,14,18,25-27;  11:41-44;  20:28); свидетельствуют об этом и другие Евангелия (Мф. 5:17; 9:6; 11:1-6,27; 14:33; 16:16; 25:31 и далее; 28:18; Мк. 8:38), и послания апостола Павла (Рим.1:7; 9:5; 1Кор. 1:1-3; 2:8; 2Кор. 5:10; Галл. 2:20; 4:4; Фил.2:6; Кол. 2:9; 1Тим. 3:16; Евр. 1:1-3,5,8; 4:14; 5:8).

 

Человеческая природа

 

Христос обладает не только всеми свойствами Божества, но и всеми свойствами  человека, то есть истинно человеческой природой. Иисус, как и все, называл Себя Человеком (Ин. 8:40; Деян. 2:22; Рим. 5:15; 1Кор. 15:21). Нам сказано, что Он явил себя во плоти (Ин.1:14; 1Тим. 3:16; 1Ин.4:2), что Он обладал важнейшими элементами человеческой природы - материальным телом и неповторимой душой (Мф. 26:26,28,38: Лк. 23:46; 24:39; Ин.11:33; Евр.2:14). Он прошел путь обычного человеческим слабостям (Мф.4:2; 8:24; 9:36; Мк. 3:5; Лк.2:40,52; 22:44; Ин. 4:6; 11:35; 12:27; 19:28,30; Евр. 2:10,18; 5:7,8).

 

Но, обладая человеческой природой, Иисус был безгрешен (Лк.1:35; Ин. 8:46; 2Кор. 5:21; Евр. 4:15; 9:14; 1Пет. 2:22; 1Ин. 3:5).

 

Соединение Бога и Человека в Личности Христа было необходимо он мог заменить нас, пострадать и умереть за наш грех, только будучи реальным Человеком (Евр. 2:17). Только безгрешный Человек мог искупить наши грехи (Евр. 7:26). И только будучи Богом, Он мог принести неоценимую жертву и понести Божий гнев, чтобы избавить от него других (Пс. 48:7-10; 129:3).

 

Две природы, соединенные в одной Личности

 

Существует только одна Личность, выступающая в качестве Посредника, - предвечный Сын Божий. Воплощение Христа, второго Лица Троицы, не означало Его превращение в человека или Его соединение с человеческой личностью. Просто в дополнение к Своей Божественной природе Он приобрел природу человеческую (Фил. 2:6-8).точнее всего говорить о Нем как о Богочеловеке, обладающем важнейшими свойствами и человеческой, и Божественной природы.

 

Писание свидетельствует о единстве Личности Христа. Христос говорит всегда Своим собственным голосом, а не Божественным и человеческим попеременно (Ин. 10:30; 17:5, ср. с Мф. 27:46 и Ин. 19:28). Человеческие свойства иногда приписываются Личности, именуемой Божественными званиями (Деян. 20:28; 1Кор. 2:8; Кол. 1:13,14); а иногда Личности, носящей человеческие звания, приписываются Божественные свойства (Ин. 3:13; 6:62; Рим. 9:5).

 

Дела Христа: Его служение

 

Пресвитериане утверждают, что Христос совершал дела, присущие трем библейским ролям: Пророка, священника и Царя. Как Он исполнял Свое пророческое служение? Он открывает нам Своим Словом и Духом Божью волю к нашему спасению. Дух Христов говорил через пророков древности (1Пет. 1:11; 3:18-20). Сам Христос был Пророком, обещанный Богом (Вт. 18:15-18). Иисус говорит, что принес весть от Отца (Ин. 8:26-28; 12:49,50; 14:10,24). Он предсказывает будущие события (Мф. 24:3-35; Лк. 19:41-44). Он говорит властно, так что люди признают в Нем Пророка (Мф. 21:11,46; Лк. 7:16; 24:19; Ин. 6:14).

 

Как Он исполнял Свое священническое служение? Иисус принес Себя в жертву, чтобы удовлетворить требованиям Божественной справедливости. Тем самым Он примирил нас с Богом и остается нашим вечным Заступником. Ветхий Завет предсказывал и представлял грядущего Мессию как Священника (Пс. 109:4; Зах.6:13; Ис. 53). В послании к Евреям о Нем постоянно говорится как о Священнике (3:1; 4:14; 5:5; 6:29; 7:26; 8:1). В других книгах также упоминается о Его священническом служении (Мк. 10:45; Ин. 1:29; Рим. 3:24,25; 1Кор. 5:7; 1Ин. 2:2; 1Пет. 2:24;3:18).

 

Все жертвоприношения Ветхого Завета указывают на великую жертву, которую должен был принести Христос (Евр. 9:23,24; 10:1; 13:11,12). Его называют 'Агнцем Божиим' (Ин. 1:29) и 'нашим пасхальным Агнцем' (1Кор. 5:7). Он не только принес Себя в жертву за наши грехи, но и остается нашим Заступником и Ходатаем перед престолом Всевышнего (Рим. 8:34; Евр. 7:25; 9:24; 1Ин. 2:1).

 

И, наконец, как Он исполнял царское служение? Он. Как наш Царь, побеждает всех Своих и наших врагов. Царское служение Христа - служение духовное, исполняя которое, Он утверждается в нашей жизни и в наших сердцах. Упрочению Его Царства служат дела Церкви. Его Царство существует в настоящем  (Мф. 12:28; Лк. 17:21; Кол.1:13), хотя сказано, что, в конце концов 'преклонится перед Ним всякое колено небесных, земных и преисподних' (Фил. 2:10).

 

Искупление

 

В общепринятом значении Искупление - это 'расплата за наше преступление'. Расплата за преступление - это необходимость, потому что Бог не может терпеть грех в Своем присутствии  (Евр. 1:13; Исх. 20:5; 23:7; Пс. 5:5,6; Наум. 1:2; Рим. 1:18,32). Кроме того, человек обязан понести наказание за нарушение завета (Быт. 3:3; Рим. 6:23).

 

Чтобы понять, что свершилось благодаря Искуплению, необходимо уяснить следующее:

1)      Искупление было расплатой за чужую вину, потому что Христос понес наказание за грех, в котором повинны были мы сами. Он заменил нас (Ис. 53:6; Ин.1:29; Евр. 9:28; 1Пет. 3:18; Галл. 1:4);

2)      Искупление было удовлетворением Божьей справедливости;

3)      Христос от лица грешников исполнил Закон до мельчайших подробностей (Рим. 8:4; 10:4);

4)      Он понес наказание за грех, чтобы нам были отпущены долги наши (Ис. 53:8; Рим. 4:25; Галл.3:13; 1Пет. 2:13,14).

 

Воскресение и второе пришествие Христа

 

Пресвитериане верят, что Христос в буквальном смысле восстал из гроба во плоти на третий день, как и предсказывал (Ин. 2:19-20). В Его воскресении было восстановлено и даже возведено в более высокую степень изначальное совершенство человеческой природы. Он стал 'первенцем среди умерших' (1Кор. 15:20; Кол. 1:18). Значение Его воскресения неоценимо, потому что: 1) оно доказало, что требование справедливости Бога-Отца удовлетворено (Фил. 2:9); 2) оно символизирует оправдание, перерождение и воскресение верующих (Рим. 6:4,5,9; 1Кор. 6:14; 15:20-22); 3) оно стало причиной нашего оправдания, перерождения и воскресения (Рим. 4:25; 5:10; Еф. 1:20; Фил. 3:10; 1Пет. 1:13).

 

После Своего воскресения Христос вознесся на небеса, чтобы воссесть одесную Отца (Деян. 1:6-11; 2:32-36; Еф. 1:20; 4:8-10; 1Тим. 3:16). Смысл вознесения в том, что Христос, как наш Первосвященник, взошел в Святая Святых, чтобы принести Отцу Свою жертву. С этого времени Он становится нашим Заступником и Ходатаем. Он вознесся, чтобы приготовить место для нас (Ин. 14:1-3). Восседая одесную Отца (признак великого могущества и славы), Христос руководит Свое. Церковью и защищает ее, правит вселенной и молит Отца за Свой народ.

 

Что касается второго пришествия, то пресвитериане верят, что Христос намерен Сам вернуться на землю (Деян. 1:11), чтобы судить живых и мертвых и завершить дело спасения Своего народа (1Кор. 4:5; 2Кор. 5:10; Ин. 5:22,27; Рим. 2:26; 2Тим. 4:1; Фил. 3:20; Кол. 3:4; 1Фес. 4:13-17; 2Фес. 1:7-10; 2:1-12; Тит. 2:13,14; 2Пет. 3:10-13).

 

VI. Божественное провидение

 

Пресвитериане утверждают, что Триединому Богу подвластна вся вселенная и ничто не происходит без Его соизволения. Промысел Божий виден во всем: 1) Бог правит мирозданием и поддерживает его существование (Ис. 45:7; Кол. 1:17; Евр. 1:3); 2) Бог направляет ход истории (Пр. 21:1; Пс. 114:3; 134:6; Ис. 55:11; Иер. 27:5; Дан. 2:21; 4:35; Рим. 8:28; 13:1,4); 3) Бог определил цель всего сущего (Пр. 16:4; Ис. 46:10; Отк. 4:1); 4) Бог непостижимым образом причастен к любым событиям жизни (Ис. 46:10,11; Мф. 6:26; 10:29,30; Иов. 1:21; 2:10); 5) Бог неотделим от морального выбора человека (Пр. 16:1; Быт. 45: 5-8, Вт. 2:30; Езд. 7:6).

 

VII. Предопределение

 

Если и есть доктрина, по которой можно узнать пресвитерианство, то это именно учение о предопределении. Многие не понимают, в чем же заключается суть этой доктрины. В самом простом понимании предопределение - это 'замысел Божий относительно Его духовных чад'.*8   Предопределение проистекает из Божественного промысла обо всем сущем. Приведя в движение мироздание, Бог не отстранился от него, ожидая, что произойдет. У Него есть замысел, предопределяющий, что станет с Его творением (Ис. 46:10; Пс. 32:11; Пр. 19:21; Еф. 3:11). Бог предусмотрел даже мельчайшие подробности всего, что должно случится (Еф. 1:11; Деян. 17:26; Иов. 14:5; Пс. 138:16; Рим. 8:28). Праведные дела людей - тоже часть Божественного замысла (Еф. 1:12; 2:10; Фил. 2:12,13; Ин. 15:16). И, наконец, замысел Божий простирается на самое спасение человека; об этом будет подробнее сказано дальше. Величайшая тайна заключается в том, что хотя предопределены и злые дела людей, Бог никак не причастен к их грехам (Быт. 50:20; Деян. 4:27,28; Ин. 17:12; Лк. 22:22).

 

VIII. Согласие с пятью принципами кальвинизма

 

Пресвитериане убеждены, что все пять принципов кальвинизма точно соответствуют отношениям Бога с человеком во имя его спасения, речь идет о следующих пяти принципах:

 

1)      полная испорченность;

 

2)      безусловное избрание;

 

3)      ограниченное искупление (искупление избранных);

 

4)      непреодолимая благодать;

 

5)      неотступность святых.

 

Следует напомнить, что эти пять принципов были установлены Дортским Синодом в противовес пяти принципам арминианства. Арминианское учение возникло на основе теологических представлений голландского профессора Якоба Арминия. После его смерти в 1610 году последователи Арминия, известные как арминиане, обобщили его учение в 'пяти принципах арминианства'.

 

1)      Свободная воля или способность человека к богоискательству

 

Арминиане полагали, что хотя вследствие грехопадения природа человека и была затронута грехом, ущерб от этого был не настолько велик, чтобы полностью лишить человека способности духовно стремиться к Богу. Человек способен взаимодействовать с Богом, делая духовный выбор в пользу добра.

 

2)      Обусловленное избрание

 

Арминиане утверждали, что Бог решает участь людей исходя из Своего предвидения; Он заранее знает, кто из них, руководствуясь своей свободной волей, захочет спастись. Следовательно, Божий выбор зависит от абсолютной свободы воли человека. Обычно это изображают следующим образом: Бог взирает вниз и на всех поворотах истории отличает тех, кто желает спастись, а затем призывает их ко спасению.

 

3)      Универсальное спасение или всеобщее искупление

 

Смысл этого арминианского принципа в том, что Иисус умер за всех людей в равной мере. Он сделал спасение возможным для всех. Но крестная смерть Христова оказывает спасительное воздействие только на тех, кто по собственной воле решает принять Его искупление.

 

4)      Действие Духа Святого ограничено свободой воли человека

 

В соответствии с этим принципом арминианского учения, человек вполне в состоянии противиться  воздействию Духа Святого, пытающегося обратить его душу ко спасительному познанию Христа. Допускается, что замыслы Божьи могут быть нарушены свободной волей человека. Святой Дух не может переродить человека, если человек этого не пожелает.

 

5)      Утрата спасения

 

Арминиане считали, что человек может лишиться спасения. Это логически следует из всех предыдущих принципов. Если человек сам выбирает, желает ли он спасения, понятно, что он ответствен и за то, чтобы, обретя, сохранить его.

 

Арминианство учит, что человек сам определяет свое собственное спасение. Если грешный человек способен творить добро перед Господом, и если Господь через Духа Святого не может переродить человека без согласия, то останется допустить, что всемогущий Бог бессилен спасти человеческую душу. А потому можно сказать, что спасение человека зависит от него самого.

 

Это учение подвигло Дортский Синод на то, чтобы изложить противоположные пять принципов и сопроводить их многочисленными  цитатами из Священного Писания. Разумеется, учение Кальвина гораздо шире и глубже, но пока давайте остановимся на этих пяти принципах, известных как 'Пять принципов кальвинизма'.

 

1)      Полная испорченность или полная неспособность человека стремиться к Богу

 

Согласно этому догмату, хотя тяжесть грехов неодинакова и люди погрязли в них не в равной мере, и хотя они не вполне привержены злу, все они мертвы во грехе и совершенно не способны возлюбить Бога или по своей воле найти путь ко спасительному познанию Христа. Из-за падения человека (Быт. 3) грех извратил все его существование - его чувства, разум и волю. Человек сохраняет свободу воли в том смысле, что он способен на подлинный нравственный выбор, но все дело в том, что падший человек не хочет искать Бога. Может ли он обратиться ко Христу и покаяться? Нет, этого он сделать не в состоянии (Ин. 3:19; 5:40).

 

Мертвый духовно (Еф. 2:1-3), человек не может сам обрести духовную жизнь. Все люди связаны грехом и преданы в рабство сатане (2 Тим.2:25). Падший человек слеп ко свету Евангелия (2 Кор. 4:4), а если слышит, то не понимает (Мк. 4:11 и далее). Падший человек лишен того внутреннего знания, без которого невозможно спасение (1 Кор. 2:14). Падший человек не ищет праведности (Рим. 3:10-19).

 

'Могут ли мертвые воскресить себя? Могут ли связанные освободиться? Могут ли слепые вернуть себе зрение, а глухие - слух? Могут ли рабы выкупить себя? Могут ли грешные по природе своей измениться? Конечно, нет! 'Кто родится чистым от нечистого?' - спрашивает Иов, и отвечает: 'Ни один' (Иов. 14:4). 'Может ли эфиоплянин  переменить кожу свою и барс - пятна свои?'- спрашивает Иеремия, и продолжает: 'Так и вы, можете ли делать доброе, привыкши делать злое?' (Иер. 13:23).*9

 

Пресвитерианство учит, что падший человек, предоставленный сам себе, никоим образом не может заставить свою мертвую душу жить духовной жизнью. Это подвластно только Богу (Еф. 2:5).

 

2)      Безусловное избрание

 

Этот принцип естественно вытекает из положения о греховности человека. Если человек духовно мертв, то единственное средство к его спасению находится во власти Божьей. 'Если человек не способен спасти себя по причине грехопадения Адама, которое явилось падением всего человеческого рода, и если спасти может только Бог, и если спасены не все, то из этого следует, что Бог избрал для спасения не всех'.*10

 

Священное Писание свидетельствует в пользу учения о безусловном избрании. Во Вт. 7:7 утверждается, что Бог избрал Израиль. Бог избрал Иакова и отверг Исава (Рим. 9:11-13). Иисус избрал тех, кого хотел видеть Своими учениками (Ин. 15:6). Бог милует тех, кого пожелает (Рим. 9:15). Верующие - это поистине избранные во Христе (Еф. 1:4,5; 1Пет. 2:9,10).

 

В послании к римлянам (Рим. 8:29) говорится об избрании и при этом употребляется слово 'предузнание'. В библейской понимании 'предузнание' равноценно 'предвечной любви'. Это - любовь, даруемая тем, кто этого не заслуживает. Бог решил возлюбить некотрых из рода человеческого еще до сотворения мира. Ни замысел Божий, ни избрание не связаны с тем, что Он предвидел в людях веру (Рим. 9:11-13; 10:20; 2Тим. 1:9; Деян. 13:48; 1Фес. 1:4-5; 2Фес. 2:13-14; Фил. 1:29).

 

Пресвитериане видят в Боге всемилостивого Господа, который по Своему усмотрению решил спасти некоторых от их грехов и страданий. Каждый, кто исповедует Христа, должен всякий день благодарить Бога за милостивое избрание.

 

3)      Ограниченное искупление (искупление избранных)

 

Это учение жизненно важно для того, чтобы постичь назначение крестной смерти Христовой. Многие задаются вопросом: чье наказание понес Христос? Кому Он обеспечил спасение? Мы знаем, что не все будут спасены, потому что некоторые попадут в геенну огненную (Отк. 20:10,15). Но действительно ли Иисус умер за всех, зная, что плодами Его жертвы смогут воспользоваться лишь некоторые? Нет! Иисус умер ради спасения избранников Божьих (Еф. 1:4; Ин. 17:9; Мф. 26:28). Цель Христа во время первого пришествия заключалась единственно в том, чтобы избавить Свой народ от греха (Мф. 1:21). Иисус пожертвовал Собой ради Церкви (Еф. 5:25).

 

'Искупления достаточно, чтобы спасти всех, но оно стало истинным спасением только для избранных'.*11   Сказано, что Христос стал выкупом за Свой народ (Мф. 20:28). Отметим, что Он отдал жизнь во искупление не всех, но многих. Выкуп освобождает только тех, за кого был уплачен.

 

Когда Иисус умер, Он пролил Свою кровь во отпущение грехов. Мы знаем, что Его кровь - это чаша Нового завета (Мф. 26:28). Это означает, что Его кровь была пролита за многих. Несомненно, цель, предначертанная свыше, была достигнута пролитием крови. Если кровь искупает грех, то спасение - несомненно. Так может ли кровь Христова быть пролита за тех, кто никогда не раскается и попадет в ад? Нет, и иного ответа быть не может! Ни капли святой крови не могло быть пролито напрасно. Она спасает только тех, кто предопределен ко спасению, а значит - только избранных. И в этом смысле искупление ограничено.

 

Иисус умер за тех, кого Бог- Отец избрал безо всяких предварительных условий еще до сотворения мира, и пресвитериане торжествуют, сознавая это, потому что смерть Христа воистину стала нашим спасением!

 

4)      Непреодолимая благодать

 

Между всеми пятью принципами существует неразрывная логическая связь. Если, как мы уже отмечали, человек не способен спасти себя сам, если Бог предуготовил спасение лишь некоторым, если Христос умер только за них, то совершенно естественно, что Бог не мог не предусмотреть средства для того, чтобы призвать этих избранных ко спасению.

 

Говоря о непреодолимой благодати, мы имеем в виду, что Святой Дух неминуемо откроет глаза слепому грешнику, что он освободит его от оков греха, что Он позволит ему услышать Благую весть, что Он внушит ему желание искать Бога и обновит его омертвевшую душу, вдохнув в нее жизнь. Этому влиянию Святого Духа (которое обычно называют 'действенным призывом') нельзя помешать, потому что замыслам Божьим воспрепятствовать невозможно (Дан. 4:35; Иов. 42:2; Пс. 32:11; Ис. 14:24; Еф. 1:11).

 

Мы видим в Писании, что Бог призывает людей ко Христу, и никто не может прийти к Спасителю, если не будет привлечен (Ин. 6:37,44). Сыны Божьи - это все, водимые Духом Божьим (Рим. 8:14). Апостол Павел говорил, что был призван Его благодатью (Галл. 1:15). Мы видим живой пример воздействия Духа в Деяниях 16, в рассказе о том, как Господь отверз сердце Лидии (Деян. 16:14-15). Можно назвать и другие примеры действенного призыва Духа: Тит. 3:5; Еф. 1:19-20; 1Пет. 2:9; Ин. 3:3; Кол. 2:13; 2Кор. 5:17; Иез. 11:19.

 

Пресвитериане возносят хвалы Богу за то, что Дух Святой позволил им узнать Благую весть Иисуса Христа и разбудил их омертвевшие души. Не о том ли свидетельствуют истинные верующие? Выслушайте однажды чей-нибудь рассказ о том, как Господь распорядился его жизнью, чтобы приготовить сердце этого человека к принятию благой вести. По сути дела, все, кто рассказывает об этом, говорят об одном: Дух Святой призвал их ко Христу, и устоять перед этим призывом было невозможно. Это и была непреодолимая благодать.

 

5)      Неотступность святых

 

Из всего сказанного следует единственный вывод: если Бог избрал некоторых из рода человеческого для вечной жизни; если Иисус умер, чтобы спасти их; и если их, неспособных спасти себя, Святой Дух призвал или привел ко спасению, то Бог непременно сохранит спасенных.

 

Согласно этому учению, для истинных христиан невозможна вечная гибель. Полагать, что они могут погибнуть, - значит отрицать основные истины Писания. Деноминации, отвергающие этот догмат, утверждают, что есть люди, которые верили, но отреклись от веры. В подтверждение они ссылаются на 2 Петра 2:20-22; и Евреям 6:4-6. но эти религиозные группы не понимают очень важного обстоятельства: можно исповедовать Христа и не быть истинно обращенным. О такой возможности говорил Иисус (Мф. 7:20-23). Можно знать о Христе, но не быть обращенным. Именно об этом и идет речь в указанных посланиях (2Пет. 2:20-23; Евр. 6:4-6). Об этом же говорится в притче о сеятеле (Лк. 8:5-15).

 

Пресвитериане говорят о том лишь, что где истинное обращение, там и неотступность до конца. Спасен только тот, кто стойко выдерживает испытания; то же, кто колеблется и отрекается от веры, обнаруживает истинное состояние своего сердца - неверие.

 

Бог заботится о том, чтобы дело Его, которое Он начал в Своем народе, было доведено до конца (Фил. 1:6; 2Тим. 4:18). Иисус сказал, что никто из тех, кого дал Ему Отец, не погибнет (Ин.6:39; 10:28). Любой, кто действительно верует, наследует жизнь вечную (Ин. 4:14; 5:24; 6:47,51; 1Ин. 5:11-13). Действия Божественного провидения неизбежно ведут к прославлению верующих (Рим. 8:29-30). Избранные не могут сбиться с пути (Мф. 24:24; Мк. 13:22). Таинственный союз между Христом и верующим - залог непоколебимой стойкости (Ин. 14:19; Рим. 8:10; Галл. 2:20). Мы запечатлены во Христе (Еф. 1:13-14; 4:30). Бог обещал уберечь верующих от отступничества (Иер. 32:40). Сила Господня хранит верующих (1Пет. 1:50; 2Фес. 3:3; Пс. 33:7).

 

Спасение наше - в руках Христа (Евр. 5:9; 12:2). Как мы можем потерять то, что нам не принадлежит? Восславим же Всевышнего за то, что Он верен своему обещанию сберечь наши души для вечной жизни.

 

Пресвитериане видят в этих пяти догматах бесценное сокровище христианской теологии. Они дают великое утешение Божьему народу. И тот, кто понял, что это Бог, и никто иной, пробудил его омертвевшую душу, что это Бог избавил его от адской бездны, что это Бог пришел к нему, когда он сбился с пути - только тот может в полный голос пропеть великий гимн 'Дивная благодать' от начала до конца.

 

IX.  Таинства

 

Пресвитериане убеждены, что в Писании есть только два таинства - Вечеря Господня и крещение. Эти таинства являют собой средства благодати, но ни в коем случае не в отрыве от Слова Божьего. Самих по себе таинств ни в коей мере недостаточно для спасения. 'Слово и таинства различаются следующими особенностями: 1) Слово совершенно необходимо, а таинства - нет; 2) Слово служит обретению и укреплению веры, а таинства могут только укрепить ее; 3) Слово предназначено для всего мира, а таинства - только для верующих и их потомства.'

 

Таинства - это видимые знаки внутренних благодатных даров Духа. В качестве знаков в таинствах используются: при совершении крещения - вода, при совершении Вечери Господней - хлеб и вино. Знаки призваны указывать на то, что они обозначают, а именно - на внутренние благодатные дары. Эти внутренние дары - праведность через веру (Рим. 4:11), прощение грехов (Мк. 1:4), вера и покаяние (Мк. 1:4; 16:16), соединение со Христом в Его смерти и воскресении (Рим. 6:3,4; Кол. 2:11,12).

 

Таинства - это печать Нового Завета Божьего с человеком. Что такое печать? Печать удостоверяет подлинность или действительность того, что уже произошло или произойдет. Печать, символизирует не какие бы то ни было права человека, а верность и могущество Бога. Но когда мы говорим, что таинство представляет собой печать внутренней благодати, мы не имеем в виду, что само таинство действительно дарует эту благодать. Вместе с тем, таинство по самой своей природе способно укрепить и усилить благодатные дары, уже полученные человеком.

 

Пресвитериане отвергают понятие возрождения при крещении, иначе говоря, идею о том, что человек обретает спасение посредством совершения таинства. Вполне возможно, что тот, над кем совершается таинство, исповедует веру неискренне; возможно также, что крещеный младенец, став взрослым, так и не примет Христа как своего Господа и Спасителя. Подобные случаи отступничества не умаляют подлинности печати. Далее, печать символизирует обетования Божьи. Но эти обетования неотделимы от обязанности человека повиноваться требованиям завета. Человек должен соблюдать завет, то есть каяться и веровать в Иисуса Христа, для того чтобы печать таинств имела законную силу в его жизни.

 

Джон Мюррей поясняет связь между знаком и печатью таинства следующим образом:

 

'Очевидно, что поскольку таинство является знаком или печатью, его нельзя отождествлять с тем, что оно обозначает или запечатлевает. Знак не есть обозначаемое, а печать не есть запечатлеваемое. Знак или печать предполагает существование того, что обозначается или запечатлевается. Следовательно, крещение есть знак и печать некой духовной реальности, которая мыслится как существующая. Там, где этой реальности нет, знак или печать недействительны. Не менее уместно отметить и то, что знак или печать не создают того, что обозначается или запечатлевается. Они не могут стать причиной единения со Христом.'

 

Вечеря Господня

 

Господь наш Иисус Христос установил это таинство во время празднования пасхи, незадолго до того, как был схвачен и предан на смерть (Мф. 26:26-29; Мк. 14:22-25; Лк. 22:19-20; 1Кор. 11:23-25). Это таинство было тесно связано с пасхальной трапезой Ветхого завета. Преломление хлеба олицетворяло тело Христово, предаваемое на страдание. Вино олицетворяло тело Христово, предаваемое на страдание. Вино олицетворяло Его кровь, пролитую за нас. Вкушение этого хлеба и вина символизирует духовное приобщение к благам, причиной которых стала жертвенная смерть Христа. Вечеря Господня есть воспоминание о Его смерти. Те, кто участвуют в этом таинстве, исповедуют веру во Христа как в своего Господа и Спасителя.

 

Пресвитериане верят в духовное присутствие Христа на Вечере Господней. Тем самым мы хотим сказать, что в этом таинстве реально присутствуют, передаются верующим Святым Духом те блага, которые Христос приобрел для нас Своей жертвой. Всякий, кто хочет участвовать в этом таинстве, должен испытать себя (1Кор. 11:28-32), дабы не причащаться недостойно. Из этого призыва со всей очевидностью следует, что неверующие участвовать в таинстве не могут, также как и дети, еще не достигшие того возраста, когда они могут осознанно и открыто исповедовать свою веру во Христа.

 

Крещение

 

Крещение было установлено Самим Христом после Его воскресения (Мф. 28:19; Мк. 16:6). Крещение есть введение в Церковь Христову. Как обряд, знаменующий собой принятие в лоно Церкви, крещение, прежде всего, отражает два понятия: 1) омовение водой; 2) единение со Христом и Его народом.

 

Если говорить о первом понятии, то омовение водой знаменует собой очищение того, над кем совершается обряд. Крещение водой означает и запечатлевает очищение Святым Духом. В Писании особо подчеркивается, что грешники должны быть обновлены Святым Духом, прежде чем они могут быть приняты в Царство Божье (Ин. 3:3; Иез. 36:26,27; Тит. 3:5). А поскольку крещение символизирует очищение, оно символизирует и дело возрождения, совершаемое Святым Духом.

 

Что касается второго понятия, то крещение есть знак и печать нашего единения со Христом и Его народом. Об этом говориться в Рим. 6:3-6, 1Кор.12:13, Галл. 3:27-28, Кол. 2:11-12. 'Мы можем, таким образом, сказать, что крещение означает: единение со Христом и в подвиге Его смерти, и в силе Его воскресения; очищение от греховной скверны, обновляющей благодатью Святого Духа и очищение от вины кроплением кровью Христовой.'

 

Способ крещения

 

Учение о способе крещения - это еще одна особенность, отличающая пресвитерианство от многих других деноминаций. Пресвитериане убеждены, что по учению Писания правильным способом крещения является погружение. Пресвитериане не оспаривают законность крещения, совершенного в истинной церкви посредством погружения, однако мы настаиваем на том, что в Писании нет никаких доказательств в пользу того, что крещение может означать только погружение.

 

Сторонники погружения утверждают, что греческое слово 'baptize' означает 'погружать, окунать'. Поэтому единственным законным методом крещения может быть только погружение. Но пресвитериане с не меньшим основанием утверждают, что ключ к пониманию способа крещения следует искать в библейском употреблении слова ' baptize'. Всегда ли это слово означает или предполагает погружение? Нет и еще раз нет! Как показывает Евр. 9:8-22, глагол ' baptize'  в одной из форм употреблен применительно к ритуальному очищению, которое совершается посредством кропления кровью. В Евр. 9:10 указывается, что ветхозаветные ритуалы очищения,  обозначенные словом 'baptize', - это только прообразы и тени истинных духовных реалий. Из Евр. 9:13-14 следует, что очищение совершается посредством кропления кровью. В Евр. 9:19 говориться о том, как скиния была окроплена смесью крови и воды, потому что все должно было очищаться кровью. Таким образом, пресвитериане считают, что если 'baptize' может означать только погружение, как объяснить применение этого слова в случаях, когда очищение совершалось кроплением?

В Деян. 1 и 2 мы находим учение о крещении Духом Святым. В Деян. 2 произошло крещение (см. также Деян. 11:15-16). Это крещение названо 'излиянием' Духа (Деян. 2:15-17,33; 10:44-45). Как уже отмечалось, существует тесная связь между крещением Святым Духом крещением водой. А применительно к Духу всегда употребляются слова, обозначающие излияние или кропление (Тит. 3:5; Пр. 1:23; Ис. 32:15, 44:3; Иез. 36:25-28).

 

Проще говоря, пресвитериане считают, что, согласно свидетельству Писания, возливание и кропление являются правильными способами крещения. Доводы сторонников погружения при ближайшем рассмотрении не выдерживают никакой критики.

 

Крещаемые

 

Пресвитериане признают две группы людей, которые могут быть законными участниками христианского таинства крещения: 1) взрослые верующие; 2) дети верующих родителей.

 

Когда Христос установил таинство крещения, Он подразумевал крещение взрослых (Мк. 16:16). Крещению должно было предшествовать исповедание веры. В день Пятидесятницы были крещены те, кто проповедовал Слово Божье и кто принял его (Деян. 2:41). Поэтому пресвитерианская церковь требует от всех взрослых людей, желающих принять крещение, чтобы они убедительно подтвердили свое покаяние и заявили о том, что связывают свои надежды на спасение только со Христом.

 

Вторая группа, за которой пресвитериане признают право на крещение, - это дети верующих родителей. У многих людей представление о пресвитерианстве связано именно с доктриной о крещении младенцев (также как с доктриной о предопределении). Противники этой доктрины утверждают, что маленькие дети не могут исповедовать веру, и что в Новом Завете нет повеления крестить младенцев. Но можно ли считать это достаточным основанием для того, чтобы отвергать крещение детей? Ни в коем случае. Пресвитериане настаивают на том, что верующие родители не просто имеют право, но обязаны крестить своих детей.

 

Найти убедительные доводы в пользу крещения младенцев позволяет принятый в пресвитерианстве подход к Писанию как к истории завета Бога с людьми. Божий завет благодати отмечен преемственностью или непрерывностью. Для того чтобы убедиться в необходимости крещения младенцев, нужно понять, какую роль играло в Ветхом Завете обрезание. Это был знак и печать завета Бога со своим народом (Быт. 17:10,11,13,14). Для нас особенно важно отметить, что обрезание было знаком завета в глубочайшем духовном смысле.

 

С символическим обрезанием связаны три важнейших понятия. Во-первых, это был знак единения и общения с Богом (Быт. 17:7,11). Как уже говорилось, самую суть завета отражает фраза, которая не раз повторяется в Писании: 'Я буду вашим Богом, а вы будете Моим народом'. Обрезание было знаком этого обетования, данного в завете.

 

Во-вторых, это была печать праведности через веру (Рим. 4:11). Обрезание было неразрывно связано с верой. Авраам принял этот знак как символическое обозначение своей веры. Этот обряд был символом и печатью внутренней веры. Разумеется, нельзя забывать, что обрезание только символизировало веру, но не было причиной веры.

 

Для нас особенно важно то, что Бог повелел подвергать обрезанию младенцев (Быт. 17:12). Таким образом, завет во всей его полноте должен был быть дарован и младенцам.

 

Писание по сути своей является единым целым, и это обязывает нас утверждать, что если в Новом Завете нет повеления - предполагаемого или выраженного явно - отказаться от какого-либо ветхозаветного принципа, мы должны считать, что этот принцип остается в силе. Этот принцип может выражаться по-другому, но, тем не менее, он сохраняется. Это означает, что если Ветхий Завет предусматривал совершать обрезание в знак завета Бога с людьми, то и в Новом Завете должен быть такой знак. И он есть. Новый Завет утверждает принцип прочности семейных уз и принадлежности детей к общине завета. Мы рассматриваем крещение как знак Божьего завета, сменивший ветхозаветное обрезание.

 

Мы можем точно указать, где в Писании Бог отменяет обряд обрезания как знак завета (Галл. 5:2 и далее; Деян. 15:1,2,5,6,24). Обрезание было заменено бескровным знаком. Важнейший отрывок, указывающий на изменение знака завета - это Кол. 2:11-12. крещение пришло на смену прежнему знаку завета - обрезанию. Непрерывность Божьего завета благодати достойна благоговейного восхищения. То, что было верно применительно к обрезанию, теперь так же верно в отношении крещения. Сейчас крещение стало обрядом принятия в общину завета, тогда как раньше таким обрядом было обрезание ( сравните Быт. 17:9-14 и Деян. 2:41). Сейчас крещение служит знаком и печатью благодатного завета любви Божьей к своему народу (сравните Быт. 17 и Галл. 3:27-29). Сейчас крещение воспринимается как знак завета в глубочайшем духовном смысле (сравните Быт. 17 и Деян. 22:16; 18:8).

 

Нам остается только сделать вывод, что если в Ветхом Завете младенцы запечатлевались знаком завета, то сама непрерывность заветней истории требует сегодня от верующих родителей крестить своих детей. Доктрина о крещении младенцев блестяще изложена в работе Кеннета Л. Джентри, озаглавленной 'Крещение младенцев - долг Божьего народа'.

 

X. Управление Церковью

 

Пресвитериане убеждены, что свойственная их деноминации форма церковного управления очень близка к Апостольской Церкви. В Христе мы видим Главу Церкви (Еф. 1:22-23). Он управляет Своей Церковью посредством Своего Слова и Духа, а также через людей, поставленных на духовное служение (Еф. 4:10-12).

 

Определение 'пресвитерианский' происходит от библейского слова 'пресвитер'. 'Пресвитерианство' означает 'правление пресвитеров (старейшин)'.

 

Важнейшие особенности пресвитерианского правления

 

 1.    В пресвитерианской церкви принято коллегиальное руководство, осуществляемое священнослужителями двух типов, назначение и обязанности которых были установлены Богом: а) старейшины; б) диаконы. Библейские требования и к старейшинам, и к диаконам изложены в Первом послании к Тимофею (гл.3) и в Послании к Титу (гл.3).

 

А) старейшины

 

Старейшины (пресвитеры) предназначены Богом для духовного попечения об общине Божьей (Деян. 14:23; 11:30; 15:2,6,23; 16:4; 20:17; 21:18; 1Тим. 3:1-7; 5:17-20; Иак. 5:14; 1Пет. 5:1-3; Евр. 13:17).

 

Между старейшинами обычно проводится различие. Некоторых из них называют 'старейшинами - управителями', других же - 'старейшинами - учителями'. Старейшины - управители пекутся о духовных нуждах общины: они наставляют, посещают больных, утешают скорбящих, и ухаживают за ними, молятся с прихожанами и за них и неотступно следят за тем, чтобы проповедь Слова приносила плоды в их душах.

 

Старейшины - учители - это те, кто трудится в слове и учении (1Тим. 5:17). Этих старейшин принято называть 'пасторами' или 'священниками'. Помимо тех обязанностей, которые исполняют старейшины - управители, они толкуют и проповедуют Слово и совершают таинства.

 

 Различие между старейшинами - учителями и управителями состоит не в большой или меньшей власти, а в разных обязанностях. Поэтому мы говорим о равенстве старейшин. В Писании нет упоминаний ни о какой церковной иерархии. К старейшинам обоих типов предъявляются одинаковые требования (1 Тим. 3:1-7).

 

Церквами должны управлять собрания старейшин. В каждой церкви Нового Завета было несколько старейшин (Деян. 14:23). Несколько старейшин должно было быть и в каждом городе (Тит. 1:5).

 

Старейшин должна была избирать община. Слово, использованное в Деяниях 14:23 при описании процедуры назначения старейшин, означает буквально 'отдавать голос за кого-то, поднимая руку'.

 

Кроме того, старейшинам была дана подлинная власть, осуществлять которую вся община не могла. Некоторые дары Святого Духа предназначались не для всех (Рим. 12:6-8; 1Кор. 12:28). К служению приступали после торжественного обряда (рукоположения), то есть обращение само по себе не давало права на служение (1Тим. 4:14; 5:22). Только к тем, кто поставлен на служение, применялись слова, указывающие на обладание властью: 'начальствующий' (1Тим. 5:17), 'блюститель' (Деян. 20:28), 'пастырь' (1Пет. 5:1-2), 'пекущийся' (1Тим. 3:5). Служение требовало особых, высших качеств, какие не требовались от рядовых христиан.

 

Б) Диаконы

 

Диаконы предназначались, прежде всего, для того, чтобы служить другим (Деян. 6:1-6); они должны были обладать такими же высокими духовными качествами, как и старейшины (1 Тим. 3: 8-10). Диаконы помогают нуждающимся, больным, одиноким и всем страждущим. Они собирают пожертвования и даяния и раздают их. Они заботятся об имуществе общины. За тем, как диаконы исполняют свои обязанности, следит Собрание старейшин.

 

2. пресвитерианство - единая церковь. Под этим мы подразумеваем, что церковные общины объединяет система управления, состоящая из высших и низших органов, которые руководят одной или несколькими церквями.

 

Описание Иерусалимского Собора в 15-й главе Деяний показывает взаимосвязь церквей и полномочия отдельных органов. Собор обсуждал дело, с которым пришли в Иерусалим Павел и Варнава (Деян. 15:4-9). Но решение по делу принималось апостолами и пресвитерами, а не голосованием всех членов общины (Деян. 15:6). Иерусалимский Собор принял постановление относительно затруднений, возникших у Антиохийской церкви. Постановление было отправлено руководству церкви, обратившейся за помощью (Деян. 15:20-23). Решение было обязательным (Деят. 15:28; 16:4) и передавалось другим церквам для соблюдения (Деян. 16:4).

 

Пресвитерианская церковь стремится следовать единству апостольской церкви; этому служат руководящие органы разного уровня: 1) Совет старейшин местной церкви; 2) Пресвитериат; 3) Общенациональная Генеральная Ассамблея.

 

В Совет старейшин местной церкви входят старейшины местной общины, которые ведают ее делами.

Пресвитериат - следующий руководящий орган, в который входят представители многочисленных церквей одной области. Он руководит всеми церквями, расположенными в этой области. Пресвитериат испытывает и утверждает всех пресвитеров - учителей, а затем рекомендует их церквам, нуждающимся в их служении. На Пресвитериат могут выноситься вопросы, не решенные Советом старейшин.

 

Генеральная Ассамблея - это, по сути дела, пресвитериат, в который входят представители всех церквей страны. В этом органе представлены все церкви одной деноминации. Он объединяет союзом мира и согласия все общины и органы церковного управления. Генеральная ассамблея - высшая инстанция для урегулирования спорных вопросов. Она рассматривает все проблемы,  которые не в состоянии решить Пресвитериат.

 

XI. Заключение

 

Очевидно, что в этой брошюре были изложены далеко не все воззрения пресвитерианства. Наша цель состояла в том, чтобы разъяснить те особенности, которые, в силу исторических причин, отличают пресвитерианство от других деноминаций. Кроме того, изложение этих отличительных черт может на первых порах помочь тем, кому интересно узнать о пресвитерианской вере. Эта работа может стать ценным подспорьем и для церковного руководства при разъяснении учения нашей церкви новыми (как, впрочем, и давним) членам пресвитерианских общин.

 

Пресвитерианство - деноминация, которая имеет богатое наследие, покоящееся на незыблемом фундаменте Слова Божия. Мы - народ великой Книги. Мы - народ, восхваляющий, прославляющий и почитающий Бога, Который Своим соизволением призвал нас из тьмы в Свой дивный свет. Мы - народ, стремящийся подчинить все помыслы соблюдению заповедей Христовых. Мы живем ради единственной цели - прославлять Бога и любить Его вечно.

 

Основные ссылки

 

1.  Томас Уидероу. 'Апостольская Церковь', стр.17

2.   Луис Беркхов. 'Наставление в Христианском учении', стр. 27

3.   О. Палмер Робертсон. 'Христос Заветов', стр.4

4.   там же, стр.14,15

5.   Луис Беркхов. 'Системная теология', стр. 277

6.   О. Палмер Робертсон. 'Христос Заветов', стр.57

7.    там же, стр.28

8.   Луис Беркхов. 'Наставление в Христианском учении', стр. 47

9.   У. Дж. Ситон. 'Пять принципов кальвинизма', стр.6,7

10   там же, стр. 8

11. Лорейн Беттнер. 'Реформатское учение о предопределении', стр. 152

Copyright © kazan.reformed-church.ru
Республика Татарстан - Каталог сайтов Маранафа: Библия, словарь, каталог сайтов, форум, чат и многое другое Евангелическо Реформатская Церковь Путь, Истина и Жизнь Санкт-Петербург